|
|
|
Катастрофа Ми-1А Северо-Кавказского терр. управления ГВФ в районе н.п. Кировский |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 июня 1964 г.
Время: 18:00
Страна: СССР
Место происшествия: Краснодарский край, Лабинский район, 12 км западнее пос. Кировский
Тип ВС: Ми-1А
Регистрация ВС: СССР-40494
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Ставропольский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
С 20 апреля 1964 г. пилот 83 летного отряда Ставропольского ОАО по договору с 96-й партией Кольцовской геологической экспедиции выполнял аэросъемочные и транспортные полеты в районе пос. Псебай с местом базирования в н.п. Кировский Лабинского района Краснодарского края.
В день происшествия пилот с утра выполнил два аэросъемочных полета с общим налетом 5 часов 15 минут. После короткого отдыха пилот получил заявку на выполнение транспортного полета по маршруту Псебай - Адлер, но из-за отсутствия благоприятных метеоусловий по маршруту вылет был отменен. Около 16 часов пилот получил заявку от заместителя начальника партии на выполнение обзорного полета по маршруту Кировский - район пастбищ на горах Бамбак и Дзювя (район работы 96-й партии). Взяв на борт начальника Лабинского колхозно-совхозного производственного управления и главного лесничего Кавказского государственного заповедника, пилот произвел взлет в 16:55.
Фактическая погода была: ясно, видимость более 10 км, ветер 2-3 м/с. Полетный вес и центровка не превышали установленных норм.
С выполнения задания пилот не вернулся. Организованными поисками вертолет обнаружен на следующий день на маршруте полета в ущелье реки Уруштен потерпевшим катастрофу. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 18:00 в 12 км западнее пос. Кировский (43°55’40”СШ, 40°36’00”ВД).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-40494 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.08.1959 |
Заводской номер ВС |
14007 |
Наработка ВС (часы) |
1029 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
539136 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Ставропольский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что во время полета вдоль ущелья вертолет на высоте 150-160 м столкнулся с двумя стальными тросами диаметром 22 мм, протянутыми с высоты 300 м с одной стороны ущелья на другую вниз под углом 45°.
Согласно заключению комиссии, есть основание полагать, что, окончив обзорный полет в районе пастбищ, пилот, не набирая высоту, продолжал полет с некоторым снижением в направлении пункта вылета, расположенного ниже. При пролете узкой части ущелья вследствие недостаточной освещенности и затенения тросов общим фоном местности пилот не увидел тросов, что и привело к столкновению вертолета с ними.
Тросы в этом ущелье были натянуты на высоте 280-300 м летом 1962 г с целью сбрасывания древесины в русло реки Уруштен для ее последующего сплава по распоряжению руководства Краснодарского крайтопа, в нарушение §38 п.3 Воздушного Кодекса СССР, без согласования и информирования командования СКТУ ГВФ, в 22 км от а/п Псебай.
Командование подразделения, заключая договор на производство сложных работ на малых высотах в горной местности, о наличии этих препятствий в районе работ не знало и должных мер к разрешению этого вопроса не проявило, хотя командир 83 ЛО знал о наличии тросов в ущельях в других районах. Ни руководители геологической партии, ни пилот вертолета также не проявили должного внимания к изучению района работ в части выявления наличия препятствий на маршруте полетов.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с тросами, натянутыми в ущелье.
Главной причиной катастрофы является нарушение §38 п.3 Воздушного Кодекса СССР руководством Краснодарского крайтопа, выразившееся в установке в районе а/п МВЛ Псебай тросов на высоте более 200 м.
Сопутствующие причины: серьезные недостатки и упущения в организации и производстве съемочных полетов в горной местности со стороны командования Ставропольского ОАО и руководства экспедиции, а также недостаточное изучение района предстоящих работ со стороны пилота.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|