Экипаж самолета Ту-124 №45021 200-го летного отряда Внуковского ОАО МУТА ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, штурмана, бортмеханика, бортрадиста и двух бортпроводников выполнял рейс №366 Таллин – Москва. На борту находилось 44 взрослых пассажира и 1 ребенок.
Запас топлива при вылете из а/п Таллин составлял по топливомеру 8900 кг, взлетный вес был равен 35974 кг, центровка 25,5% САХ и не выходили из установленных норм.
В 09:06 экипаж произвел взлет в а/п Таллин и при уборке шасси обнаружил, что передняя нога шасси не убралась. Через смотровое окно в полу пилотской кабины экипаж обнаружил, что нога не убиралась ввиду разъединения цилиндра-подъемника с поворотным рычагом траверсы передней ноги, соединительный болт отсутствовал, а из коммуникаций гидросистемы выбивало масло, что вызвало быстрое падение давления в основной и аварийной гидросистемах.
Экипаж по указанию службы движения а/п Таллин и Рижской ГРДП был направлен на запасной аэродром Ленинград для выполнения там посадки с неисправной передней ногой шасси. Полет до Ленинграда выполнялся на высоте 4200 м с выпущенными шасси, на скорости по прибору 380-400 км/ч и режиме работы двигателей 83-86%.
В 10:03 самолет на высоте 2400 м прошел контрольный пункт Кикерино и вошел в зону Ленинградской АДС. При пролете Кикерино экипаж сообщил, что остаток топлива на борту 6500 кг и что он будет продолжать полет в районе Ленинградского аэропорта с целью выработки топлива до остатка, определенного для посадки с выпущенной передней ногой шасси.
В 10:07 на высоте 2400 м самолет прошел над ВПП Ленинградского аэропорта и приступил к снижению по установленной схеме с посадочным курсом 135°. После снижения до высоты 500 м дальнейший полет, с целью выработки горючего, производился по указанию службы движения по большой коробочке на высоте 500 м визуально, под нижней кромкой облачности. На борт самолета были переданы необходимые указания и рекомендации по особенностям производства посадки самолета с невыпущенной передней ногой шасси, приняты необходимые меры по обеспечению посадки на ВПП Ленинградского аэропорта и дано указание экипажу попытаться установить переднюю ногу на замок выпущенного положения, механически воздействуя на механизм распора через люк в полу пилотской кабины.
Экипаж доложил, что дожать ногу имевшимися на борту средствами не представляется возможным и что в 12:00 он рассчитывает произвести посадку. По истечении расчетного времени посадки, на запрос диспетчера СКП командир корабля сообщил, что он сделает еще один круг и будет садиться.
В 12:10 экипаж доложил о выполнении второго разворота с посадкой и ему были переданы данные о погоде: давление 756,8 мм рт.ст., ветер 190° 3 м/с, температура +19°С. По заявлению экипажа, после второго разворота, при наличии остатка топлива, равного 1600 кг по показаниям топливомера и расходомеров, загорелась сигнальная лампочка «Остаток топлива на 30 минут» и через несколько секунд остановился левый двигатель. Экипаж дважды запускал левый двигатель, который нормально запускался, выходил на режим, но снова останавливался ввиду падения давления топлива и прекращения его подачи.
В 12:14, через 3 часа 08 минут полета, упало давление топлива и на правом двигателе с одновременным прекращением его работы. Самолет находился над центром Ленинграда. В этих сложных условиях командир корабля принял правильное решение произвести посадку с неработающими двигателями на реку Неву между Финляндским и Большеохтинским мостами. Удалив всех членов экипажа, за исключением второго пилота, в пассажирскую кабину, командир корабля и второй пилот с выпущенными шасси и убранными закрылками благополучно произвели посадку на воду со стороны Большеохтинского моста. При этом вертикальная скорость снижения была около 20 м/с. Самолет остановился на поверхности реки в районе Финляндского железнодорожного моста (ширина реки в этом месте – более 400 м). Подоспевшим к месту приводнения катером Северо-Западного речного пароходства самолет был отбуксирован к берегу и эвакуированы находившиеся на борту пассажиры и экипаж.
Самолет находился на плаву около 1 часа и по мере заполнения фюзеляжа водой, проникавшей через пробоины в остеклении фонаря штурмана и открытое отверстие люка в полу пилотской кабины, затонул. Впоследствии он был поднят на берег. При посадке на воду самолет получил серьезные повреждения силовых элементов конструкции и ремонт его нецелесообразен. Он был списан и передан в Кирсановское АТУ ГА в качестве учебного пособия.
|