Пилот 180 летного отряда Фрунзенского ОАО выполнял внерейсовый полет с почтой по маршруту Фрунзе - Чалдовар - перевал Тузашу - Талас - Кировка и обратно.
В 08:54 мск пилот произвел взлет из а/п Талас. На борту находилось 20 кг почты. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы.
Прогноз погоды, полученный пилотом перед вылетом из Таласа, по маршруту Талас -Фрунзе с 8 до 11 часов предусматривал: облачность 2-5 баллов кучевая высотой 3500-4000 м, видимость 4-10 км, ветер 260 ° 30-40 км/ч. Перевал открыт. Прогноз погоды соответствовал минимуму трассы.
Диспетчер РДП а/п Фрунзе при таком прогнозе погоды выпустил вертолет по ПВП. В 09:15 пилот доложил в а/п Талас: «Над перевалом 3600 визуально, немного болтает, разрешите связь с Тавридой (а/п Фрунзе). По разрешению диспетчера а/п Талас пилот перешел на связь с диспетчером РДП а/п Фрунзе и в 09:22 доложил ему: «Прошел в 09:15 перевал 3500 м, сейчас высота облачности 3400 м примерно, иду над облаками». Этот доклад ставил диспетчера в известность, что в данный момент пилот выполняет полет при условиях ниже установленного минимума трассы. Но диспетчер, имея ранее полученный доклад от экипажа Ил-14 №1651, что облачность 7-8 баллов только у подножия гор, не возвратил вертолет и разрешил пилоту снижение по трассе на Чалдовар. Пилот не мог выполнить этой команды и запросил разрешение следовать на Чалдовар на высоте 3500 м, так как внизу была плотная облачность 7-8 баллов, о чем он доложил диспетчеру. Диспетчер на этот доклад только подтвердил условия снижения (снижение только строго визуально). На запрос диспетчера об условиях полета пилот передал: «высота 3500 м, сейчас над Чалдоваром, облачность 9-10 баллов, видимость отличная. Диспетчер еще раз уточнил условия полета и получил ответ, что пилот следует визуально. Этим докладом пилот ввел диспетчера в заблуждение, так как получалось, что облачность 9-10 баллов выше полета. Диспетчер дал команду снижаться до высоты 2400 м на Кара-Балту. Затем пилот доложил, что ничего не видит из-за сплошных облаков. Диспетчер приказал ему следовать в район, где он выполнял полет визуально. Фактически это был не район, а лишь просвет и найти его было, естественно, трудно.
На высоте 3100 м пилот докладывал, что он то видит горы, то не видит, а затем попал в облака. В облаках он стал в круг с набором высоты, чтобы выйти из облачности вверх. Через 20 секунд с момента попадания в облачность пилот доложил, что сильная болтанка, а еще через 40 секунд закричал: «Падаю!»
Очевидцы (рабочие свекловодческого совхоза «Мерке») показали, что вертолет вышел из облаков со снижением и после сильного хлопка у него отделился несущий винт и начали отделяться другие части. Вертолет упал в 12:30 местного времени, в 12 км юго-восточнее села Мерке Джамбульской области Казахской ССР. Пилот погиб. От места падения на 5 км к юго-западу были обнаружены куски обшивки несущего винта, разбросанные по направлению падения. На расстоянии 3-4 км от места падения обнаружено битое стекло пилотской кабины, затем часть хвостовой балки, промежуточный редуктор, хвостовой винт, куски лонжеронов несущего винта, а в 300 м в стороне - несущий винт с редуктором. Фюзеляж коснулся земли без поступательной скорости.
|