3 сентября 1964 г. экипаж 81 летного отряда Краснодарского ОАО (командир звена и пилот вертолета Ми-1), авиатехник и авиамеханик прибыли в табаксовхоз «Саратовский» Белореченского производственного колхозно-совхозного управления Краснодарского края с целью опыления табака против озимой совки. С 4 по 8 сентября полеты производились поочередно командиром звена и пилотом, который был впервые допущен к АХР на Ми-1 и производил полеты под контролем командира звена.
Закончив полеты во 2-м отделении совхоза, экипаж 8 сентября должен был перелететь на площадку 1-го отделения этого же совхоза.
В 04:53, после подготовки к полету, экипаж произвел взлет для перелета на новую площадку, расположенную на расстоянии 5,5 км. На борту находились командир звена, пилот и авиатехник. Авиамеханик, по указанию авиатехника, выехал на площадку с обслуживающей бригадой до вылета вертолета. Пилотировал командир звена.
Прибыв на площадку и не дождавшись вертолета, авиамеханик вернулся обратно и в 08:30 обнаружил вертолет потерпевшим катастрофу в 840 м от места взлета. Экипаж и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 04:55.
Комиссия установила, что взлет произведен до начала рассвета. Взлетный вес и центровка не превышали установленные нормы.
Прогноз погоды с 5 до 12 часов предусматривал: облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, 3-7 баллов верхняя, средняя, видимость 4-10 км, в начале срока местами дымка при видимости 2-4 км, ветер 40-70° 2-5 м/с.
Фактическая погода, зарегистрированная метеостанцией н.п. Горячий Ключ (10 км от места происшествия) за 08:20 - ясно, видимость 20 км, ветер юго-западный 1 м/с, над рекой туман, что не предусматривалось прогнозом погоды, выданным Краснодарской АМСГ.
После взлета командир звена попал в туман. Оказавшись в сложных метеоусловиях, он левым разворотом вернулся в сторону площадки вылета, которую также закрыло туманом. Ночью и в тумане командир звена потерял пространственное положение. Вертолет с большим правым креном, вначале лопастями несущего винта, а затем носовой частью пилотской кабины ударился о землю и потерпел катастрофу. Разрушенный и частично сгоревший вертолет стоит под наклоном на левой стойке шасси и подломленной правой стойке шасси, на сельскохозяйственном поле.
На месте происшествия установлено, что на вертолете выключено зажигание, трансмиссия и аккумулятор, пожарный кран закрыт, заторможены несущий винт и колеса шасси, сброшен «шаг-газ». Это дает право предположить, что командир звена, оказавшись в сложной обстановке, растерялся и решил произвести посадку на авторотации несущего винта на ровную местность, но с посадкой не справился.
Накануне экипаж нарушал предполетный отдых, распив на четверых пол-литра водки (на момент гибели все трое погибших были в трезвом состоянии - наличия алкоголя у них не обнаружено).
|