|
|
|
Катастрофа Ми-1 Красноярского УГА в районе Назимово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 мая 1966 г.
Время: 14:35
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Енисейский район, 10 км юго-восточнее Назимово
Тип ВС: Ми-1
Регистрация ВС: СССР-40363
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Енисейский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 127 летного отряда Приходченко (здесь и далее все фамилии изменены) выполнял перелет к месту работы по маршруту Енисейск - Ярцево. На борту находился авиамеханик Панюков.
13 мая командир 127 ЛО произвел предварительную подготовку с пилотами Приходченко и Линник перед вылетом на работы по обслуживанию лесоустроительной экспедиции с базированием в а/п Туруханск. 15 мая с пилотами произвел предполетную подготовку зам. к-ра АЭ.
В 13:26 из а/п Енисейск вылетел пилот Приходченко, через 4 минуты пилот Линник. Вертолеты выпущены при наличии летной фактической и прогнозируемой погоды. Полет выполнялся на высоте 300 м от уровня а/д Енисейск, визуально, с интервалом 8-10 км.
Прогноз погоды по трассе с 08:30 до 12:00 мск предусматривал: тыловой циклон, облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м (от уровня а/д Енисейск) и верхняя, видимость более 10 км, болтанка, в облаках обледенение.
По пункту посадки Ярцево прогноз погоды с 09:30 до 10:30 мск предусматривал: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая, слоисто-кучевая высотой 600-1000 м и средняя, видимость более 10 км, ветер 260-270° 9-12 м/с, болтанка, в облаках обледенение.
Фактическая погода а/п Ярцево за 06:00 мск (вписана в бланк АВ-5): облачность 10/5 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700 м, видимость 30 км, ветер западный 8-10 м/с, температура +3°С. На расстоянии 50 км от Енисейска оба экипажа по разрешению службы движения перешли на режим подслушивания. В полете Приходченко запросил у Линник о его местонахождении, на что получил ответ: «Прохожу Колмогорово» (100 км от Енисейска) и сам сообщил свое местонахождение: «Я прошел Пономарево» (111 км от Енисейска). В дальнейшем Приходченко сообщил Линник, что в районе Назимово (136 км от Енисейска) заряд. Пилот Линник, увидев, что впереди идущий вертолет попал в снежный заряд, запросил у Приходченко: «Как там в заряде?», на что тот ответил: «Заряд сильный, я возвращаюсь». Линник сообщил ему, что тоже возвращается и производит посадку в Колмогорово. После выхода на обратный курс Линник вызвал Приходченко на связь, на что тот ответил: «Подожди, выйду из заряда, потом поговорим». Через некоторое время пилот Линник снова несколько раз пытался установить связь с Приходченко, но ответа не получил.
После прохождения снежного заряда пилот Линник сообщил в а/п Енисейск об отсутствии связи и местонахождения Ми-1 №40363 и перелетел из Колмогорово в Назимово. По пути в Назимово он вертолета Приходченко не обнаружил, о чем сообщил по телефону из Назимово в Енисейск.
Организованные в тот же день поиски результатов не дали. На следующий день, 16 мая, вертолет обнаружен с воздуха в 05:30 местного времени в 10 км от Назимово с МПУ=114° на правом берегу реки Енисей в тайге с высотой деревьев до 20 м, в 1 км от берега. Около вертолета находился авиамеханик Панюков, подававший сигнал ракетой. Пилот Приходченко погиб, авиамеханик получил тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 14:35 местного времени.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-40363 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
22.05.1958 |
Заводской номер ВС |
8703819 |
Наработка ВС (часы) |
1480 |
Наработка ВС (циклы) |
3647 |
Силовая установка |
Н924091 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Енисейский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Енисейск |
Пункт назначения |
Ярцево |
Начальный пункт маршрута |
Енисейск |
Конечный пункт маршрута |
Туруханск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что падение вертолета произошло под углом 50-60° к земле с большим левым креном и тангажом на нос. Вертолет лежал на левом борту с направлением продольной оси 130°. В результате столкновения с деревьями и землей вертолет разрушился. Падение произошло с работающим двигателем и исправными органами управления. Со слов авиамеханика Панюкова, во время попадания вертолета в снежный заряд пилот начал выполнять разворот вправо для выхода из заряда. Разворот сопровождался большими бросками вертолета вверх и вниз с изменением высоты полета от 200 до 400 м по показаниям высотомера, с большими левым и правым кренами, с отклонениями силуэта самолета на авиагоризонте под 90° к линии горизонта, с вращательными отклонениями стрелки вариометра. В результате сильной болтанки авиамеханик ударился головой о стенки кабины, получил травму и потерял сознание.
По заявлению авиамеханика, Приходченко действовал уверенно, принимал все меры для выхода вертолета из зоны болтанки, растерянности не проявлял. При временном восстановлении сознания авиамеханик услышал голос пилота, сказавшего: «Ну, кажется, теперь всё…». Момента столкновения с землей Панюков не помнит.
Расследованием установлено, что:
1) метеообеспечение полета производилось с грубейшими отклонениями от требований наставления по метеообеспечению ГВФ. В частности, фактическая погода в Ярцево в бланк АВ-5 вписана за 06:00 при его получении экипажем в 09:00;
2) штормовое оповещение, полученное из Ярцево в 09:00 и в 10:00, синоптиком АМСГ а/п Енисейск до сведения диспетчера не доведено;
3) прогноз погоды по маршруту не оправдался, снежные заряды и усиление ветра до 14-16 м/с не предусматривались.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причинами катастрофы явились:
1) Запоздалое решение на возврат пилота Приходченко при встрече со сложными метеоусловиями, обусловленными наличием снежного заряда и сильной болтанки, при выходе из которых пилот был не в состоянии справиться с пилотированием вертолета;
2) Неудовлетворительное метеообеспечение полета - прогноз погоды по маршруту не оправдался, при поступлении штормовых оповещений прогноз не корректировался, диспетчер о наличии опасного метеоявления не предупреждался, бланк АВ-5 заполнен с грубыми нарушениями наставления ГВФ.
Способствующие причины: халатное отношение диспетчера к анализу метеообстановки по бланку АВ-5, заполненного синоптиком с нарушением соответствующих правил (фактическая погода 3-4 часовой давности по пункту посадки, срок действия прогноза заканчивался до прилета вертолетов).
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|