Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа В-8АП завода №329 в районе Абрамцево
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 января 1966 г.
Время:  11:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, близ дер. Абрамцево
Тип ВС:  В-8АП
Регистрация ВС:  б/н
Авиакомпания:  МАП СССР, завод №329
 


Описание
    Вертолет В-8АП (прототип Ми-8) был передан из МАП на предприятие п/я 1506 МГА для проведения ресурсных испытаний по программе №78-65 «Совместные МАП и МГА 300-часовые летные ресурсные испытания вертолета В-8 с двумя двигателями «изделие 79».
    При выполнении очередного полета по программе летных испытаний по проверке надежности первого серийного вертолета экипажем летчиков-испытателей, на 33-ем часу работы втулки хвостового винта, когда вертолет проходил деревню Абрамцево (13 км юго-западнее а/п Люберцы) на высоте 200 м, на скорости 215 км/ч, курсом 0°, от вертолета отделился продолговатый предмет и над вертолетом появилось «голубоватое облачко». Эти явления сопровождались сильными хлопками, по звуку напоминающими серию громких выстрелов. Вслед за этим от вертолета стали отделяться различные части конструкции, в том числе части лопастей несущего винта. Вертолет начал энергично терять высоту и с разворотом вправо перешел в крутое падение, перевернулся на спину и в этом положении ударился о землю между старым садом и лесом на окраине деревни Абрамцево. Фюзеляж вертолета при ударе о землю полностью разрушился. Экипаж погиб.
    Катастрофа произошла в 11:20.
    От первых признаков разрушения вертолета до его падения прошло примерно 6-8 секунд.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС В-8АП
Регистрационный номер (id) ВС б/н
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.10.1965
Заводской номер ВС 0201 (К)
Наработка ВС (часы) 51
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ОП-В45 ОП-В46


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Испытательный
Авиакомпания МАП СССР, завод №329
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Люберцы)
Пункт назначения Москва (Люберцы)
Начальный пункт маршрута Москва (Люберцы)
Конечный пункт маршрута Москва (Люберцы)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    1) Причиной катастрофы вертолета является разрушение в полете втулки хвостового винта;
    2) Первопричиной разрушения втулки хвостового винта является преждевременный повышенный износ (бринеллирование) поверхностей беговых дорожек упорных подшипников в осевых шарнирах втулки хвостового винта, что привело к следующему:
    а) к значительному (~ 5-ти кратному) увеличению шарнирных моментов, нагружающих крестовину управления общим шагом, а, следовательно, и к возрастанию нагрузок на болты крепления крестовины к фланцу ползуна;
    б) к усталостному разрушению двух болтов крепления крестовины к фланцу ползуна, а вслед за тем и к статическому разрушению остальных трех из найденных болтов (всего болтов шесть, один не найден);
    3) Разрушение болтов крепления крестовины к фланцу ползуна привело к отказу путевого управления, к отходу крестовины от фланца ползуна, то есть, к увеличению шага лопастей и к появлению возможности у лопастей совершать бесконтрольные маховые движения. В результате этого втулка кардана хвостового винта стала бить по ограничителю ее отклонения и разрушила его. После разрушения ограничителя, лопасти хвостового винта разрубили концевую балку и концевой вал трансмиссии. При ударах по концевой балке одна из лопастей оторвалась на ~ τ=0,37, что привело к возникновению неуравновешенной силы около 10 тонн, сильной тряске и дальнейшему разрушению конструкции вертолета.
    4) Экипажем вертолета в результате внезапной резко прогрессирующей вибрации, вызванной, как установлено расследованием, начавшимся разрушением втулки хвостового винта, было произведено выключение обоих двигателей в полете, что явилось правильным действием в данной ситуации. Нарушение управления хвостовым винтом лишило экипаж возможности парировать возникший при выключении двигателей правый разворот и, как следствие, левое глубокое скольжение с переворотом на спину, в процессе которого лопасти несущего винта ударили по балке, разрушили хвостовую балку и несущую систему вертолета в воздухе. Скоротечное (2-3 секунды) разрушение конструкции вертолета не позволило предпринять экипажу последующих мер по предотвращению катастрофы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.