|
|
|
Катастрофа В-8АП завода №329 в районе Абрамцево |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 января 1966 г.
Время: 11:20
Страна: СССР
Место происшествия: Московская область, близ дер. Абрамцево
Тип ВС: В-8АП
Регистрация ВС: б/н
Авиакомпания: МАП СССР, завод №329
|
|
|
|
|
Описание |
Вертолет В-8АП (прототип Ми-8) был передан из МАП на предприятие п/я 1506 МГА для проведения ресурсных испытаний по программе №78-65 «Совместные МАП и МГА 300-часовые летные ресурсные испытания вертолета В-8 с двумя двигателями «изделие 79».
При выполнении очередного полета по программе летных испытаний по проверке надежности первого серийного вертолета экипажем летчиков-испытателей, на 33-ем часу работы втулки хвостового винта, когда вертолет проходил деревню Абрамцево (13 км юго-западнее а/п Люберцы) на высоте 200 м, на скорости 215 км/ч, курсом 0°, от вертолета отделился продолговатый предмет и над вертолетом появилось «голубоватое облачко». Эти явления сопровождались сильными хлопками, по звуку напоминающими серию громких выстрелов. Вслед за этим от вертолета стали отделяться различные части конструкции, в том числе части лопастей несущего винта. Вертолет начал энергично терять высоту и с разворотом вправо перешел в крутое падение, перевернулся на спину и в этом положении ударился о землю между старым садом и лесом на окраине деревни Абрамцево. Фюзеляж вертолета при ударе о землю полностью разрушился. Экипаж погиб.
Катастрофа произошла в 11:20.
От первых признаков разрушения вертолета до его падения прошло примерно 6-8 секунд.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
В-8АП |
Регистрационный номер (id) ВС |
б/н |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
04.10.1965 |
Заводской номер ВС |
0201 (К) |
Наработка ВС (часы) |
51 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ОП-В45 ОП-В46 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Испытательный |
Авиакомпания |
МАП СССР, завод №329 |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Люберцы) |
Пункт назначения |
Москва (Люберцы) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Люберцы) |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Люберцы) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
1) Причиной катастрофы вертолета является разрушение в полете втулки хвостового винта;
2) Первопричиной разрушения втулки хвостового винта является преждевременный повышенный износ (бринеллирование) поверхностей беговых дорожек упорных подшипников в осевых шарнирах втулки хвостового винта, что привело к следующему:
а) к значительному (~ 5-ти кратному) увеличению шарнирных моментов, нагружающих крестовину управления общим шагом, а, следовательно, и к возрастанию нагрузок на болты крепления крестовины к фланцу ползуна;
б) к усталостному разрушению двух болтов крепления крестовины к фланцу ползуна, а вслед за тем и к статическому разрушению остальных трех из найденных болтов (всего болтов шесть, один не найден);
3) Разрушение болтов крепления крестовины к фланцу ползуна привело к отказу путевого управления, к отходу крестовины от фланца ползуна, то есть, к увеличению шага лопастей и к появлению возможности у лопастей совершать бесконтрольные маховые движения. В результате этого втулка кардана хвостового винта стала бить по ограничителю ее отклонения и разрушила его. После разрушения ограничителя, лопасти хвостового винта разрубили концевую балку и концевой вал трансмиссии. При ударах по концевой балке одна из лопастей оторвалась на ~ τ=0,37, что привело к возникновению неуравновешенной силы около 10 тонн, сильной тряске и дальнейшему разрушению конструкции вертолета.
4) Экипажем вертолета в результате внезапной резко прогрессирующей вибрации, вызванной, как установлено расследованием, начавшимся разрушением втулки хвостового винта, было произведено выключение обоих двигателей в полете, что явилось правильным действием в данной ситуации. Нарушение управления хвостовым винтом лишило экипаж возможности парировать возникший при выключении двигателей правый разворот и, как следствие, левое глубокое скольжение с переворотом на спину, в процессе которого лопасти несущего винта ударили по балке, разрушили хвостовую балку и несущую систему вертолета в воздухе. Скоротечное (2-3 секунды) разрушение конструкции вертолета не позволило предпринять экипажу последующих мер по предотвращению катастрофы.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|