По заданию командира 191 летного отряда Бурундайского ОАО воздушных съемок и по заявке совхоза «Средигорное» Зыряновского района Восточно-Казахстанской области пилот Сейфуллин З.Х. (здесь и далее фамилии изменены) производил полеты по опрыскиванию зерновых. Накануне, по окончании АХР, обговорив с директором совхоза и агрономом план предстоящих работ, пилот произвел предварительную подготовку к полетам, поужинал и лег отдыхать в 21:00.
Встав в 07:00, после завтрака вместе с авиатехниками Макаровым и Колчиным пилот Сейфуллин начал подготовку вертолета к полету.
Из-за несоответствия метеоусловий в утренние часы в районе работ (низкая облачность) произошла задержка с вылетом. Получив прогноз погоды из а/п МВЛ Зыряновск, пилот принял решение о начале работ по фактической погоде (облачность 10/10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1300 м, 2 балла разорванно-дождевая высотой 600 м, видимость более 10 км) и в 08:25 местного времени произвел взлет с базовой вертолетной площадки в пос. Средигорное для перелета на временную оперативную посадочную площадку в непосредственной близости к обрабатываемым площадям.
Прибыв на эту площадку и выключив трансмиссию и двигатель, Сейфуллин дал задание авиатехнику подготовить вертолет к дальнейшим производственным полетам и произвести заправку ядохимикатами, а сам пошел уточнить порядок обработки полей у агронома совхоза Илюхиной А. В процессе разговора она попросила пилота обработать участок земли площадью 3-4 га, занятой под посевами кукурузы. Данный участок по условиям обработки и наличию на нем препятствий (провода ЛЭП), не должен был быть принят пилотом для обработки. Сейфуллин просьбу агронома совхоза решил выполнить и, в нарушение регламентирующих летную работу документов и в нарушение НПП ГА-58, §472 пункт «в», и Руководства по АХР ГА-63 г., принял неправильное решение, совместив перелет к основным обрабатываемым площадям с обработкой сложного участка.
В 09:00 местного времени пилот произвел взлет. Набрав высоту 50-60 м (со слов очевидцев), левым разворотом Сейфуллин начал производить заход на рабочий гон против строящейся ЛЭП, провода которой пересекали обрабатываемый участок с северо-востока на юго-запад. Три нижних провода данной линии провисали на опорах над землей на высоту 6-7 м, а четвертый, верхний провод - на высоту 12-15 м, который пилот, очевидно, не видел.
Выполнив заход на рабочий участок и установив рабочую высоту 5-10 м, пилот включил аппаратуру опрыскивателя. Не доходя 50 м до проводов ЛЭП (со слов очевидцев-сигнальщиков), пилот выключил аппаратуру, после чего вертолет резко взмыл вверх. Это связано с тем, что пилот, очевидно, увидел в непосредственной близости верхний провод ЛЭП и резко взял «шаг-газ» на увеличение и ручку циклического шага «на себя». От резкого взятия «на себя» ручки циклического шага одна из лопастей несущего винта вышла из конуса вращения и ударила по хвостовой балке. В дальнейшем вертолет амортстойкой переднего колеса шасси задел верхний провод и сорвал его с опор ЛЭП. Из-за резкого торможения при встрече с проводами, созданного сильного опрокидывающего момента и разбалансировки вертолета, произошло дальнейшее разрушение хвостовой балки от удара лопастями несущего винта. Хвостовая балка вместе с хвостовым винтом и хвостовым редуктором оторвалась в воздухе и пролетела по инерции вперед на 100 м от места падения вертолета.
В 09:05 вертолет в перевернутом положении ударился о землю, отскочил и стал на шасси в полностью разрушенном состоянии. Пилот погиб.
|