Экипаж 164 летного отряда Сергелийского ОАО (КВС Петухов А.И., второй пилот Давыденко А.К, бортмеханик Ножкин Н.М., здесь и далее фамилии изменены) выполнял полеты по обслуживанию Кызылраватской нефтегазразведки с места базирования экспедиции в пос. Кызылрават, согласно заключенного договора.
14 декабря 1966 г. экипаж по указанию командира летного отряда перегонял вертолет на базу отряда в а/п Сергели для смены двигателя. Накануне, 13 декабря, экипаж выполнил полет по заявке заказчика в Бухару, где из-за недостатка светлого времени остался ночевать. 14 декабря в 09:49 местного времени экипаж вылетел из Бухары в Кызылрават, где произвел посадку в 11:19. Оформив и подписав у заказчика акты о выполненной работе, экипаж погрузил в грузовую кабину вертолета свои личные вещи и техническое имущество, посадил работавших по обслуживанию вертолета на оперативной точке авиамехаников Карпенко и Астафьева и по заявке заказчика взял начальника нефтеразведки Сулейманова, секретаря парторганизации нефтеразведки Широнбаева и его сына - тракториста совхоза «Кызылрават» Янбаева (с целью доставки последнего на обследование в больницу в н.п. Дарган-Ата), а также шофера автобазы №4 Михайлова и его жену, уборщицу автобазы №4 Барсукову, для их доставки в Газли.
Произведя взлет в Кызылравате в 12:05, экипаж в 12:09 произвел посадку на временном вертодроме Дарган-Ата (на противоположном берегу р. Амударья) около райбольницы, где высадил Сулейманова, Широнбаева и его 17-ти летнего сына. Произведя взлет в 12:10, экипаж перелетел на временный вертодром около заправочной (посадка в 12:14). Выключив трансмиссию и двигатель, экипаж загрузил 4 мешка цемента (200 кг), запустил и включил двигатель и трансмиссию, в 12:20 произвел взлет и взял курс на Газли. Загрузка и центровка соответствовали норме.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 3-7 баллов верхняя, средняя 3 балла, кучевая, высотой 1500-2000 м, без осадков, ветер 240-270° 10-20 км/ч, видимость 4-10 км.
Фактическая погода по трассе и пункту взлета была: облачность 3-4 балла верхняя, видимость 10 км, ветер западный, слабый.
Через 15 минут полета, на высоте 200 м, в момент установления радиосвязи по УКВ и РСБ с а/п Бухара, в грузовой кабине возник пожар. Пламя направленной струей из грузовой кабины заполняло пилотскую кабину и мешало управлять вертолетом. Под действием огня вылетело правое лобовое стекло пилотской кабины, резиновая заглушка блистера и сами блистера. В это время бортмеханик Ножкин, стоявший в полете на лестнице между грузовой и пилотской кабинами, опустился с лестницы вовнутрь грузовой кабины. Командир вертолета Петухов, не меняя направления полета, сбросил «шаг-газ» и перевел вертолет на авторотацию. Снизившись до высоты 5-7 м над вершиной бархана, он взятием ручки циклического шага на себя изменил угол тангажа и для уменьшения вертикальной скорости взял ручку «шаг-газ» вверх, а также подал команду второму пилоту Давыденко покидать вертолет и помог ему выпрыгнуть в левую дверь пилотской кабины.
Горящий вертолет с работающим двигателем, с поступательной скоростью 15-20 км/ч приземлился на вершину бархана основными колесами шасси и ввиду неровной местности впереди и наличия поступательной скорости свалился в ложбину между барханами глубиной 10-15 м, упал на левый борт, разрушился и сгорел в 50 м от места первого касания земли. Командир вертолета после его остановки покинул пилотскую кабину.
Авиамеханик Карпенко, шофер Михайлов и бортмеханик Ножкин выпрыгнули из горящего вертолета в воздухе и при падении погибли (тело Михайлова обнаружено в 650 м, Карпенко в 600 м, Ножкина в 200 м от фюзеляжа вертолета по направлению полета). Авиамеханик Астафьев и пассажирка Барсукова остались на борту и сгорели. Правое лобовое стекло пилотской кабины и осколки блистеров обнаружены в 850 м от фюзеляжа вертолета по направлению полета.
Катастрофа произошла в 12:36 местного времени в пустынной местности в 30 км с МК=110° от пос. Кызылрават Ромитанского района Бухарской области.
Получившие тяжелые ожоги командир вертолета Петухов и второй пилот Давыденко после происшествия пешком дошли до кишлака Гугуртли, где командир вертолета передал с местным шофером записку для начальника экспедиции Сулейманова с информацией о случившемся. Получив записку, Сулейманов ночью приехал в Гугуртли. Пострадавшие на следующий день вывезены вертолетом Ми-4 №35227 в а/п Бухара и доставлены в местную больницу.
|