|
|
|
Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Усинска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 июня 1969 г.
Время: 16:05
Страна: СССР
Место происшествия: Коми АССР, Печорский район, близ Усть-Усы
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-36520
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Коми УГА, Печорский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж 76 летного отряда выполнял транспортно-связные полеты по обслуживанию нефтеразведочной экспедиции №4 в районе Усинских буровых. В 16:00, имея налет 5 часов 30 минут и 19 посадок, экипаж произвел посадку на площадке у буровой №12 (район Усть-Усы) и высадил трех пассажиров. Вертодром расположен на берегу реки, его уровень на 6 м выше уровня реки. Посадка была произведена в непосредственной близости от берега реки. После непродолжительной стоянки с работающей несущей системой экипаж в 16:05 произвел взлет с МК=230-235°. После висения на высоте 3-4 м, экипаж начал разгон скорости над поверхностью воды. При разгоне скорости на высоте 7-10 м от воды экипаж производит левый разворот на МК=180-190° по течению реки, не зная о наличии проводов, протянутых через реку. На удалении 140 м от места взлета вертолет зацепил лопастями несущего винта 7-мм стальной трос, протянутый через реку на высоте 8-10 м от уровня вертодрома, намотал трос на лопасти, которые отклонились вниз и ударили по хвостовой балке. Хвостовая балка разрушилась, при этом был поврежден хвостовой винт. Вертолет сорвал трос с обеих мачт и, резко вращаясь вокруг своей оси, свалился на правый борт в реку и затонул. Получивший травмы командир вертолета был спасен работниками речного транспорта. Второй пилот и бортмеханик погибли. Вертолет затонул на середине реки Колва на глубине 15 м. 28 июня он был поднят. Концевая балка с хвостовым винтом найдена и поднята 2 июля. При этом обнаружено, что все три лопасти хвостового винта частично срезаны тросом.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-36520 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.10.1963 |
Заводской номер ВС |
14150 |
Наработка ВС (часы) |
4062 |
Наработка ВС (циклы) |
4858 |
Силовая установка |
Б9817499 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Коми УГА, Печорский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с 7-мм тросом, протянутым через реку Колва в результате нарушения командиром вертолета инструкции по производству взлета с данного вертодрома и §321 НПП ГА-66 о выполнении разворота на взлете на высоте не менее 100 м.
Способствующие причины:
1) Установка нефтеразведочной экспедицией №4 связной линии с высотой опоры 17,5 м через реку Колва в непосредственной близости от вертодрома без согласования с руководством Печорского ОАО. Об установке данной линии никого из руководства авиации в известность руководство НРЭ №4 не поставило (нарушение Приказа ГУГВФ №445-63 г. и статьи 38 Воздушного Кодекса СССР).
2) Неграмотная оценка условий взлета экипажем и, как следствие, неправильный выбор направления взлета - взлет производился с боковым ветром и в непосредственной близости от препятствий.
3) Неудовлетворительная организация полетов на вертолетах и слабый контроль за состоянием вертодромов со стороны командно-летного состава Печорского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|