|
|
|
Катастрофа Ми-4П Грузинского УГА в Витебской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 ноября 1969 г.
Время: 15:45
Страна: СССР
Место происшествия: Белорусская ССР, Витебская область, Витебский р-н, близ с. Хотоля
Тип ВС: Ми-4П
Регистрация ВС: СССР-19215
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Сухумский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 297 летного отряда производил перегонку вертолета в ремонт на завод №21 ГА по маршруту Сухуми - Краснодар - Ростов - Донецк - Днепропетровск - Киев - Гомель - Могилев - Витебск - Великие Луки - Ленинград.
В день происшествия после ночевки в а/п Жуляны, экипаж вылетел в Гомель, где произвел дозаправку. Полет до а/п Витебск проходил нормально. Посадка в Витебске произведена в 14:46. Заправка вертолета не производилась.
В 15:27, после осмотра авиатехники экипажем вертолета, получения прогноза погоды по маршруту до а/д Великие Луки, экипаж произвел взлет. Прогнозируемая и фактическая погода соответствовала минимуму по ПВП командира вертолета (фактическая погода за 15:30 - облачность 10/0 баллов средняя, видимость 10 км, ветер 230° 5 м/с).
Доложив о производстве взлета, экипаж получил указание следовать по маршруту по ПВП и установить связь с соседним аэродромом ВВС (позывной Икорка). Экипаж выполнил указание диспетчера и через 1,5 - 2 минуты доложил об установке связи с аэродромом ВВС, а также, что пролет их зоны разрешен восточнее их точки на удалении не ближе 15 км на высоте 200 м. Диспетчер а/п Витебск дал команду доложить выход, экипаж подтвердил. После этого связи с бортом больше не было.
Установлено: вертолет следовал точно по маршруту на высоте 200 м со скоростью 140-150 км/ч. В 800 м юго-восточнее села Хотоля (33 км от г. Витебск), по показаниям очевидцев, от вертолета в воздухе отделился большой предмет, который с сильным шумом и свистом упал в лесу (это была концевая часть лопасти №1 несущего винта). Вслед за этим от вертолета отделились другие крупные и мелкие предметы. После этого вертолет, беспорядочно вращаясь, упал на опушке леса в перевернутом положении на двигатель и кабину пилотов в заболоченную торфяную почву в 100 м от берега реки Зап. Двина. Экипаж и авиатехник погибли. Вертолет полностью разрушен, пожара не было. Двигатель затонул в болоте на глубине 2,5 - 3 м и не извлекался.
Концевая часть лопасти №1 несущего винта длиной около 5 м обнаружена на удалении 450 м от места падения вертолета, концевая балка с хвостовым винтом - в 150 м, трансмиссия хвостового винта - в 80 м, другие обломки - в радиусе от 60 до 130 м.
Катастрофа произошла в 15:45.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4П |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-19215 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.04.1961 |
Заводской номер ВС |
07100 |
Наработка ВС (часы) |
2641 |
Наработка ВС (циклы) |
6644 |
Силовая установка |
Б9917750 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Сухумский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Витебск |
Пункт назначения |
Великие Луки |
Начальный пункт маршрута |
Сухуми (Бабушера) |
Конечный пункт маршрута |
Ленинград (Шоссейная) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: катастрофа вертолета произошла вследствие обрыва лопасти несущего винта в воздухе на высоте 200 м с последующим обрывом концевой балки с хвостовым винтом и полной потерей управляемости в полете. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: главной причиной катастрофы явился обрыв лопасти №1 несущего винта на стыке 9-й и 10-й секций.
Заключение ГосНИИ ГА: разрушение лопасти несущего винта имеет усталостный характер и обусловлено грубым повреждением лонжерона - раковиной, образовавшейся из-за местного нагрева и оплавления металла.
Наиболее вероятно, повреждение, послужившее очагом усталостного разрушения, было нанесено при замене хвостового отсека №10 лопасти, производившейся представителями завода-изготовителя.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|