После выполнения АХР пилот выполнял перелет с посадочной площадки Кевсала Ипатовского района Ставропольского края на посадочную площадку Грибной Кировского района. На борту находилось 4 бочки емкостью 200 литров, две из которых были заполнены маслом МС-20. Заправка составляла около 600 литров автомобильного бензина.
Взлет произведен в 06:20 местного времени. Полет проходил днем, в простых метеоусловиях, с путевой скоростью 165-190 км/ч, на высоте 50-100 м. При выполнении полёта для осуществления воздушной навигации КВС использовал планшетный компьютер, установленный в кабине ВС, который в 07:26 прекратил работу, вероятнее всего, по причине разряда аккумуляторной батареи.
Примерно через час полёта, со слов КВС, началось задымление кабины с запахом горелого масла. Для вентиляции кабины КВС открыл форточку. Кондиционер, установленный в кабине ВС, был выключен. Основные параметры работы двигателя (температура головок цилиндров и масла) соответствовали РЛЭ самолёта Ан-2. Тряски двигателя не наблюдалось.
В 07:40 КВС произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, которая располагалась, со слов КВС, примерно в 10 км северо-западнее села Горнозаводское. После посадки КВС осмотрел самолёт, внешних повреждений не обнаружил, принял решение продолжит полет и произвел взлет примерно в 08:30 - 08:35 с МК около 250°.
Полет проходил со значительным уклонением от линии заданного пути. КВС объясняет это тем, что указанное уклонение связано с отказом навигационных приборов после взлёта и сильным задымлением пилотской кабины ВС. Комиссия считает, что уклонение от маршрута на 55 км не связано с отказом навигационного оборудования ВС, а объясняется потерей ориентировки или сокрытием КВС конечного пункта посадки. При исследовании планшетного компьютера КВС не обнаружено записей, касающихся планов полётов самолёта Ан-2с/х RA-56528 (планируемых ПП, планируемых АХР, планируемых перелётов и т.д.).
Потеря ориентировки могла произойти из-за:
- выполнения полёта без полётной карты;
- выполнения полёта на предельно-малых высотах не выше 100 м, что затрудняет ведение визуальной ориентировки;
- отказа в работе планшетного компьютера;
- нахождение КВС в состоянии алкогольного опьянения средней степени.
Над н.п. Санамер (3 км севернее ж.д. станции Ессентуки) снова началось сильное задымление пилотской кабины и двигатель начал терять мощность. В 09:10 КВС принял решение произвести посадку на поле. При этом по курсу полета до выбранного места посадки располагались препятствия - ЛЭП, детская площадка и церковь. Для пролёта над проводами ЛЭП и препятствиями по курсу полёта КВС увеличил режим работы двигателя. После кратковременного увеличения режима работы двигателя и пролета над ЛЭП произошло его самовыключение. КВС выпустил закрылки на 40°, отвернул от детской площадки и вывел самолёт на режим «парашютирования». В 09:12 самолет столкнулся с ограждением храма - кованой чугунной решеткой на кирпичных столбах. При этом самолет имел небольшую поступательную скорость (50-60 км/ч), значительную вертикальную скорость снижения (не менее 10 м/с) и правый крен около 20°. Удар о кирпичный столб произошел правым нижним крылом и правым колесом шасси. В дальнейшем, на расстоянии 2,3 м от ограждения, произошла грубая посадка самолета. При этом левая стойка шасси разрушилась. Затем самолет левой полукоробкой крыльев столкнулся с полукруглой стеной церкви Иоакима и Анны, в 14 м от ограждения. Самолёт развернуло влево примерно на 10-15°, при этом произошло столкновение не вращающейся втулкой воздушного винта со стеной храма, что привело к деформации капота двигателя, частичному разрушению кирпичной кладки стены в месте столкновения и остановке самолёта. КВС госпитализирован с травмами средней тяжести. При исследовании его крови при поступлении в больницу обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,92‰ , что соответствует средней степени алкогольного опьянения.
Комиссия обнаружила значительные отложения нагара в трубопроводе дренажа масляного бака с атмосферой. На наружной поверхности маслобака в зоне нахождения рычага стоп-крана карбюратора нарушено лакокрасочное покрытие и имеются следы наклёпа.
Комиссия пришла к заключению, что при увеличении режима работы двигателя для пролёта над проводами ЛЭП и препятствиями по курсу полёта, из-за закупорки системы дренажа маслобака с атмосферой и, как следствие, повышения давления, произошло расширение маслобака и нажатие передней стенки бака на стоп-кран карбюратора, расположенный в 10 мм от стенки бака, что привело к прекращению подачи топлива и выключению двигателя в полёте.
|