Командир АЭ 116 летного отряда Потапов (здесь и далее все фамилии изменены) и пилот-стажер Болтинский вылетели из а/п Новосибирск в 11:05 местного времени на вертолете Ми-1 №40359 и в 13:50 прилетели в а/п Барабинск, где их ожидал пилот стажер Ермаков. Оба пилота-стажера, окончившие теоретические сборы УТО №1 по приказу МГА №177-64 г., задание №21 (курс командиров вертолета Ми-1), должны были провести учебно-тренировочные полеты с Потаповым.
В 14:50 Потапов произвел взлет с Ермаковым для полета в зону а/п Барабинск. После взлета вертолет упал, возник пожар. Оба пилота погибли. Вертолет от удара о землю получил значительные повреждения и частично сгорел.
Комиссия установила, что стажер Ермаков прибыл в а/п Барабинск рейсовым самолетом из Новосибирска, прошел медицинский контроль и провел штурманский расчет на запасной аэродром. После прилета Потапов дал Ермакову указание о предстоящем выполнении полета, а Болтинскому - прибыть на старт через 1 час после взлета. Замечаний по материальной части по предыдущему полету не было.
Потапов и Ермаков провели предполетную подготовку в полном объеме и согласовали с диспетчером аэропорта условия полета в зону. Ермаков занял левое сиденье, Потапов правое сиденье, после запуска и прогрева двигателя они произвели взлет в простых метеоусловиях. По показаниям стажера Болтинского, находившегося на месте взлета и наблюдавшего за полетом, вертолет взлетел и после набора высоты около 100 м вместо выполнения первого разворота и дальнейшего набора высоты для полета в зону перешел в горизонтальный полет, который, по расчетам комиссии, выполнялся в течение 28 секунд. Затем вертолет опустил нос и перешел в пикирование под углом около 60°, не меняя этот угол до самого столкновения с землей на расстоянии 2015 м с МК=230° от места взлета. Вертолет находится на заснеженном поле на втулке несущего винта, под углом 45° к земле, развернутый на 160° от курса взлета влево. В радиусе 110 м находятся обломки лопастей несущего винта.
В процессе развития аварийной ситуации пилоты случайно или для передачи на землю о создавшейся аварийной обстановке вышли в эфир. Запись на магнитофонной ленте расшифрована следующим образом:
…нутку…пись… (в этот момент была накладка сообщения с борта рейсового самолета)
Не торопись, не торопись!
На себя, на себя, дай разгон!
Давай, давай, дотянись!
Газ давай, газ давай!
Судя по голосу Потапова на повышенных тонах и частоте его слов, аварийная обстановка складывалась скоротечно. Экипажу вывести вертолет из крена и пикирования не удалось, несмотря на совместные усилия обоих пилотов. Полет продолжался 1 минуту 12 секунд, аварийная ситуация продолжалась 13-15 секунд.
|