|
|
|
Катастрофа Ми-2 Тюменского УГА северо-западнее Тобольска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 28 июня 1973 г.
Время: 13:54
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, Тобольский район, 10 км северо-западнее а/п Тобольск
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-15726
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Тобольский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 293 летного отряд выполнял полет по обслуживанию экспедиции по маршруту Уват - Тобольск. Взлет в а/п Уват произведен в 10:45 мск. Загрузки не было.
В 11:04, при входе в зону МДП а/п Тобольск пилоту от диспетчера МДП поступило указание выполнить срочное санзадание по вывозке больного ребенка из н.п. Иземеть в Тобольск. Получив указание, пилот принял решение об его выполнении, хотя остаток топлива на борту не обеспечивал благополучное завершение полета.
К моменту принятия решения об изменении маршрута пилот имел налет 2 часа 42 минуты, при этом топлива в баках оставалось около 230 литров.
В 11:30 была произведена посадка в н.п. Иземеть (47 км западнее трассы Уват - Тобольск). На борт были взяты больной ребенок, учащийся 6-го класса, и сопровождающий его отец.
В 11:35 пилот произвел взлет и при запросе диспетчером МДП, где будете садиться (в черте города, на площадке или на аэродроме), ответил: «горючего у меня маловато, произведу посадку на аэродроме».
В 11:50 после аналогичного запроса диспетчером СДП а/п Тобольск пилот вторично подтвердил, что посадка будет производиться на аэродроме.
В 11:54 пилот успел передать на канале СДП: «Вынужден…», после чего связь с ним прекратилась.
Организованными поисками вертолет обнаружен разрушенным в лесу в 10 км от а/п Тобольск с МК=305°. Пилот, больной и сопровождающий погибли.
Фактическая погода а/п Тобольск в момент происшествия была: облачность 10/3 кучевая, 1000 м, видимость 20 км, ветер 210° 5-8 м/с, температура +24°, давление 753 мм рт.ст., ветер на высоте круга 240° 8 м/с.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-15726 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
20.04.1972 |
Заводской номер ВС |
522330032 |
Наработка ВС (часы) |
764 |
Наработка ВС (циклы) |
2027 |
Силовая установка |
371621105 371601087 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Тобольский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Тобольск |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Тобольск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что пилот в процессе лётного дня не контролировал расход топлива по времени полета, о чем свидетельствует незаполненное задание на полет. К моменту остановки двигателей налет без дозаправки составлял 3 часа 30 минут, было произведено 9 взлетов и 8 посадок, что соответствует полной выработке горючего. В результате, в полете на высоте 250 м произошло самопроизвольное выключение двигателей вследствие полной выработки топлива. Посадка была произведена на авторотации НВ на лес с высотой деревьев 20-25 м, с поступательной скоростью около 40-50 км/ч в сторону открытой поляны, с МК=60°. Траектория снижения и угол встречи с деревьями составляли около 50-60°. По показаниям очевидцев, вертолет снижался быстро, винт вращался замедленно.
Дежурный командир звена 293 ЛО, получив заявку на выполнение срочного санзадания, от его организации самоустранился, поручив эту работу службе движения а/п Тобольск. При получении задания пилот службу движения об ограничении заправки топливом не проинформировал.
В Тобольском ОАО нет договора с районной больницей на санавиаобслуживание, в связи с чем все санзадания выполняются случайными самолетами и вертолетами.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами летного происшествия являются:
- принятие решение пилотом на изменение маршрута с целью выполнения срочного санзадания без необходимого запаса топлива;
- преступно-халатные действия пилота, выразившиеся в продолжении полета при явной нехватке топлива для благополучного его завершения.
Способствующие причины:
- неудовлетворительная организация полетов в вертолетной эскадрилье 293 ЛО;
- пассивное управление воздушным движением вертолета Ми-2 в аварийной ситуации со стороны диспетчера МДП а/п Тобольск;
- слабая воспитательная работа со стороны командно-руководящего состава Тобольского ОАО.
Летному происшествию могли способствовать допустимые погрешности топливомера, достигающие ±5%.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|