|
|
|
Авария Ми-8Т а/к Витязь-Аэро в Быстринском районе Камчатского края |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 23 апреля 2015 г.
Время: 18:00
Страна: Россия
Место происшествия: Камчатский край, Быстринский район, г. Уксичан, верховья реки Мигиваям, 27 км северо-западнее Эссо
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-22919
Авиакомпания: Витязь-Аэро
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета Ми-8 №22919 выполнял коммерческий рейс по заявке частного лица по маршруту площадка Козыревск – площадка «47км» – Анавгай – изгиб р. Балыгинган – верховья р. Тихая – устье р. Хлебная – изгиб р. Тихая – устье р. Сопочная – изгиб р. Тихая – устье р. Хлебная – верховья р. Тихая – изгиб р. Балыгинган – Анавгай – Эссо.
Перед полетом экипаж получил фактическую погоду п.п. Эссо и прогнозируемую погоду по районам полета, которая не препятствовала его выполнению.
В 15:51 (здесь и далее местное время) экипаж произвел взлет с п.п. Козыревск и через 20 минут полета произвел посадку на п.п. «47 км», где на борт были взяты 3 пассажира и 1500 кг груза (мотовездеход, доски и личные вещи пассажиров). В 17:28 экипаж произвел взлет. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные РЛЭ ограничения.
В процессе выполнения взлета экипаж получил информацию от экипажа Ми-8 №24402, заходившего на посадку на п.п. «47 км», который, увидев, что перевал Балыгинган закрыт низкой облачностью с осадками, не рекомендовал командиру вертолета выполнять полет на р. Сопочная. КВС Ми-8 №22919 передал в ответ «я, если что, вернусь», а затем сообщил командиру вертолета №24402 о принятом решении на изменение маршрута, через изгиб реки Усикчан (вероятно, связанное с расчетом КВС на лучшие метеоусловия по этому маршруту). При этом безопасная высота полета по первоначальному маршруту (через перевал Балыгинган) составляла 1000 м, а по новому маршруту – 1400 м, что при прогнозируемой высоте облачности по данному району 1400 м не позволяло выполнять полет по ПВП (допуска к полетам по ППП командир вертолета не имел). Фактически, после взлета, экипаж начал производить полет спрямленным маршрутом, через горный район с высотами до 1700 м (безопасная высота 2000 м), что было связано со стремлением побыстрее, до наступления темного времени суток, завершить полет.
После доклада экипажа о взлете диспетчеру МДП, последний разрешил полет по ПВП на истинной высоте 300 м. Фактически экипаж следовал на истинной высоте ниже 300 м, с набором высоты со средней скоростью 170 км/ч, курсом 290°…300°.
В 17:47:54 вертолет прошёл ответвление горного хребта на истинной высоте примерно 50 м, которая была ниже высоты расположенного по курсу полета перевала примерно на 80 м. Полёт проходил в условиях отсутствия контраста местности на фоне белой подстилающей поверхности. Экипаж предпринял действия для ускорения набора высоты, увеличив угол тангажа до 8°, что привело к уменьшению скорости со 150 км/ч до 110 км/ч.
В 17:48:47 КВС увеличил общий шаг несущего винта с 8° до 11° и одновременно начал выполнять левый разворот с креном до 8° с увеличением угла тангажа за 7 секунд до значений более 20°. Указанные действия экипажа привели к потере поступательной скорости практически до нуля и развороту вертолета влево на курс 250°. Истинная высота полета за счет изменения рельефа уменьшилась с 50 м до 30 м, о чем проинформировал бортмеханик в 17:48:54. В дальнейшем тангаж изменялся от плюс 22° до минус 27°, крен от минус 11° до плюс 12°, что свидетельствует о потере экипажем контроля за пространственным положением вертолёта. Вертолёт почти полностью потерял скорость. Экипаж увеличил режим работы двигателей до взлетного (99%). Частота вращения НВ уменьшилась с 96% до 92%. Дальнейшее взятие общего шага НВ до 12,5° привело к уменьшению частоты вращения НВ ниже допустимых значений. В 17:48:59 вертолет с углом тангажа на пикирование около 8° столкнулся с покрытым снежным покровом глубиной до 1,5 м склоном горы на высоте 1370 м и опрокинулся на правый борт. В результате АП вертолет получил значительные повреждения (разрушены кабина пилотов, хвостовая балка несущий и рулевой винты). Бортмеханик и 1 пассажир получили травмы средней тяжести, остальные члены экипажа и пассажиры – легкие травмы. Пожара не было.
АП произошло в верховье реки Мигиваям, на склоне горы Уксичан в 27 км с азимутом 320° от посёлка Эссо, координаты АП: 56° 06' 21'' СШ, 158° 23' 15'' ВД.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-22919 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
19.02.1985 |
Заводской номер ВС |
98520315 |
Наработка ВС (часы) |
14305 |
Наработка ВС (циклы) |
19921 |
Силовая установка |
С94411170 С97401148 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Витязь-Аэро |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Козыревск |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Полёт по маршруту «47км» - верховье реки Мигиваям от взлёта до АП проходил в горной местности, в непосредственной близости от горы Камень высотой 1685 метров и горы Уксичан высотой 1700 метров, с отклонением от первоначального маршрута полёта и с нарушением правил выполнения полётов по ПВП. Действия экипажа при принятии решения на вылет и при выполнении полёта, возникновении и развитии аварийной ситуации не соответствовали требованиям РЛЭ вертолёта Ми-8Т, ФАП-136/42/51, ФАП-128 в части выдерживания безопасной высоты полёта.
В сложившихся условиях полёта экипаж должен был либо принять решение о посадке на подобранную с воздуха площадку, либо уйти на запасной аэродром Эссо. Манёвр по выходу из снежного заряда (по объяснению КВС) был начат поздно в условиях плохой видимости и белизны склонов гор. КВС потерял видимые ориентиры, что привело к потере пространственного положения и столкновению ВС со склоном горы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22919 явилось невыдерживание экипажем безопасной высоты полета в горной местности, непринятие своевременного решения о возврате на запасной аэродром (площадку) при попадании в метеоусловия, не соответствующие для полетов по правилам визуальных полетов, с последующей потерей экипажем пространственного положения вертолета, что привело к столкновению воздушного судна со склоном горы и его последующему разрушению.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
На схеме МАК зеленым цветом показан маршрут планируемого полета, красным цветом – фактический маршрут полета, пунктирной линией – запасной маршрут |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|