|
|
|
Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Печоры |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 июля 1973 г.
Время: 13:16
Страна: СССР
Место происшествия: Коми АССР, Печорский район, 28 км юго-восточнее а/п Печора
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-36531
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Коми УГА, Печорский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж 76 летного отряда выполнял полеты по гравиметрической съемке в районе Уральских гор. Выполнив задание, экипаж возвращался на базу в а/п Печора. Полет выполнялся по ПВП на высоте 300 м при следующей фактической погоде: облачность 8/0 верхняя, видимость более 6 км, ветер 30° 7 м/с, давление 756 мм рт.ст., температура +20°С.
В 12:55 экипаж установил связь с диспетчером МДП а/п Печора и дал расчетное время прибытия в 13:25.
В 13:11 экипаж доложил диспетчеру старта о входе в зону а/п Печора. Диспетчер дал условия подхода с посадочным курсом 340° и давление аэродрома 756 мм рт.ст. Экипаж дал подтверждение принятию информации и установке давления аэродрома. После этого радиосвязи с экипажем больше не было и на запросы он не отвечал.
Организованными поисками вертолет обнаружен на удалении 28 км от а/п Печора с А=110° в лесу полностью разрушенным. Экипаж и служебный пассажир (инженер-геофизик) погибли. Катастрофа произошла в 13:16 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-36531 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.09.1963 |
Заводской номер ВС |
15151 |
Наработка ВС (часы) |
6175 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б99471033 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Коми УГА, Печорский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Печора |
Пункт назначения |
Печора |
Начальный пункт маршрута |
Печора |
Конечный пункт маршрута |
Печора |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В результате обследования места происшествия комиссия установила, что в полете сложилась аварийная обстановка, которая привела к неуправляемому полету и падению вертолета с работающим двигателем на землю с большой поступательной скоростью и большим правым креном 70-80°, с углом тангажа -60-70°.
Комиссия сделала заключение, что основной причиной катастрофы явился отказ управления вертолетом, наиболее вероятными причинами которого могли быть:
- обрыв рычага поводка тарелки автомата перекоса;
- обрыв штока гидроусилителя БУ-10П поперечного управления;
- отказ в работе основной гидросистемы и невключение при этом дублирующей гидросистемы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Согласно проведенным позже исследованиям в ГосНИИ ГА, отказ управления вертолетом произошел из-за разрушения шарового узла рычага поводка тарелки автомата перекоса. Разрушение данного рычага по галтельному переходу имеет усталостный характер и является следствием заклинивания узла шарового шарнира, которое было вызвано устранением необходимого для нормальной работы шарового шарнира зазора при подтяжке гайки 3202-17. Подтяжка гайки производилась в АТБ Печорского ОАО 26 июня авиатехником-бригадиром под контролем сменного инженера и 14 июля авиамехаником под руководством инженера ОТК при устранении люфта в шаровом соединении рычага поводка тарелки автомата перекоса.
Устраняя люфт 26 июня, вышеназванные работники АТБ оставили без внимания тот факт, что автомат перекоса имел установленный ресурс 1000 часов и наработал с начала эксплуатации только 575 часов, являясь гарантийным, что требует присутствия представителя завода-изготовителя.
При повторной проверке люфта 14 июля работников АТБ не насторожил сам факт повторения дефекта. Не выясняя истинную причину уменьшения затяжки пакета тарельчатых пружин шарового соединения и решив, что люфт в шаровом соединении является следствием самопроизвольного отворачивания гайки 3202-17 из-за ослабления ее контровки, авиамеханик осуществил подтяжку гайки, повернув ее на 90°. Величина момента затяжки из-за отсутствия рекомендованных значений в технологических картах инженером ОТК проконтролирована не была, хотя имелось циркулярное письмо МГА от 23.10.72 о разрушениях этого узла вследствие недопустимой затяжки гайки 3202-17.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|