КВС 183 летного отряда Голоколенко (здесь и далее все фамилии изменены)с 29 марта был выставлен на оперативную точку Черемхово Читинской области для выполнения десантно-съемочных и транспортных полетов по обслуживанию гравиразведочной партии Восточного геофизического треста. Проживая в н.п. Черемхово, пилот завёл знакомства с местными жителями Трифоновым, Севастьяновым и другими. В день происшествия, по их просьбе, Голоколенко решил выполнить полет без заявки за кедровыми орехами. Накануне и в день вылета КВС употреблял спиртные напитки. И.о. начальника аэропорта Черемхово Коломойцев вместо честного выполнения своих служебных обязанностей, сам принимал участие в распитии спиртных напитков перед полетом совместно с пилотом и пассажирами вертолета.
В первой половине дня 23 сентября фактическая погода в районе аэродрома была штормовой и пилот с пассажирами вертолета в ожидании ее улучшения неоднократно употребляли спиртные напитки как в аэровокзале, так и вне его (в пос. Афонькино). С улучшением погоды во второй половине дня Голоколенко решил вылететь в н.п. Харцага для доставки охотника Трифонова к месту его жительства. Решение о полете за орехами за недостаточностью светлого времени было изменено.
Так как прогноз погоды был нелетным, Голоколенко и и.о. начальника а/п Черемхово Коломойцев Г.В. дали указание радиооператору Рублеву не передавать радиограмму о вылете вертолета и не включать командную радиостанцию до обратного прибытия вертолета (примерно до 10:00 мск). Барограф с вертолета был специально оставлен на аэродроме.
Около 08:30 мск Голоколенко произвел взлет с охотником Трифоновым на борту, а также взятыми с целью катания Коломойцевым, зам. главного врача курорта Ямаровка Семиным и директором школы-интерната Севастьяновым. Полетный вес 2655 кг превышал допустимый на 185 кг. Центровка выходила за пределы максимальной передней и составляла +0,178 мм. Авиатехник Белявский перед вылетом находился у вертолета. Видя, что пилот и пассажиры находятся в состоянии алкогольного опьянения, он никаких мер по недопущению вылета не предпринял.
По прибытию в н.п. Харцага охотник Трифонов пригласил всех прилетевших к себе в гости, где пилот и пассажиры также употребляли спиртные напитки.
Через 30-40 минут стоянки КВС с тремя пассажирами произвел взлет в направлении Черемхово. По пути он производил посадки в н.п. Анги и Стеклозавод. В последнем пункте посадки пилот и пассажиры зашли к матери Семина, где продолжали употреблять спиртные напитки, а затем, через 40-45 минут, взяв на борт лесника Черемховского лесхоза Коломойцева М.В., произвели взлет в направлении Черемхово на перегруженном вертолете с предельно передней центровкой.
Выйдя на связь с а/п Черемхово, Голоколенко сообщил время прибытия и получил разрешение на посадку. Будучи в состоянии опьянения, выполняя полет на малой высоте, с пилотированием он не справился.
В 17:42 местного времени, примерно в 2,5 км от торца ВПП с МКп=290° вертолет столкнулся с крышами домов села Черемхово и упал на улицу. Первое столкновение с крышей деревянного дома высотой 5,5 м произошло левой стойкой шасси в 123 м от места падения вертолета. Левая стойка шасси отделилась. Крыша дома был частично разрушена. Затем правой стойкой шасси и пилотской кабиной вертолет ударился о крышу соседнего дома высотой 5,2 м в 113,5 м от места падения вертолета. Крыша дома обрушилась. Находившаяся в доме женщина получила тяжелые травмы. Частично разрушенный вертолет продолжал полет с левым креном. Пассажир Коломойцев М.В. выпал из вертолета и упал на крышу сарая в 86 м от места падения вертолета, получив тяжелые травмы. Продолжая полет, вертолет разрушил несущим винтом крышу дома в 19 м от места падения и упал на проезжую часть грунтовой сельской улицы. Все находившиеся на борту погибли. Пожара не было.
В организме КВС обнаружено 3,4‰ алкоголя в крови и 3,2‰ в моче, что соответствует тяжелой степени алкогольного опьянения (или 700 мл 40%-ной водки, учитывая массу его тела)
Комиссия установила, что за время работы на оперативной точке с 29 марта Голоколенко проверялся только 4 раза. Проверки носили поверхностный и формальный характер, поэтому не было вскрыто, что еще с апреля он систематически употреблял спиртные напитки. Начальник а/п Черемхово Плотников мер по пресечению пьянства КВС не принял и командирам Читинского и Улан-Удэнского ОАО не сообщил.
|