10 ноября экипаж 133 летного отряда в составе КВС Воронцова Ю.П. (здесь и далее все фамилии изменены), второго пилота Серых В.И. и бортмеханика Черняева В.В. был направлен в а/п Мама для выполнения специальных работ.
25 ноября в 08:30 мск в АДС поступила заявка на выполнение срочного санзадания по доставке больного ребенка (мальчика 4-х лет с острым менингитом) из н.п. Луговский (27 км от Мамы) в а/п Мама. Получив заявку, ст. диспетчер службы движения а/п Мама Лапшин Г.П. вызвал экипаж Воронцова. В это время в аэропорту находился зам. к-ра 2АЭ Данилов Б.А., проверявший работу экипажей в отрыве от базы. Данилов принял решение выполнить срочное санзадание в составе экипажа Воронцова, без бортмеханика.
Прогноз погоды по району а/п Мама с 07 ч до 10 ч предусматривал: облачность 6-9 баллов 1200-1700 м, 2-5 баллов разорванно-дождевая 900-1100 м, сильная болтанка, в облаках и осадках умеренное обледенение, снег, видимость 4-6 км, кратковременно 1000-1500 м.
Данный прогноз погоды не соответствовал условиям для выполнения срочного санзадания.
В 08:43 мск поступил новый прогноз погоды с 10 до 13 часов: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая 1200-1700 м, 2-5 баллов разорванно-дождевая 900-1100 м, умеренная болтанка, в облаках и осадках умеренное обледенение, снег, видимость 3-5 км. С этим прогнозом экипаж ознакомился и в 08:47 Воронцов расписался на бланке радиограммы.
Предполетная подготовка экипажем была проведена неудовлетворительно, метеоподготовку на АМСГ экипаж не проходил, на бланке АВ-2 не расписался и отметки АМСГ о прохождении метеоподготовки в полетном задании не имел. В штурманском бортжурнале безопасная высота была рассчитана неправильно.
В 09:00 экипаж принял решение на вылет по нелетному прогнозу погоды предусматривающему кратковременное ухудшение видимости до 1000-1500 м. Ст. диспетчер а/п Мама Лапшин подготовку экипажа к вылету проверил формально и дал диспетчерское разрешение.
В 09:12 экипаж произвел взлет в а/п Мама. По пути следования экипаж произвел смену радиометристов на УКВ-радиопередатчике на горе с отметкой 1054 м, что не было предусмотрено заданием. В 09:35 вертолет благополучно приземлился в н.п. Луговский, принял на борт мать с больным ребенком, а также взял неоформленного пассажира - юношу, подлежащего призыву в армию. Всего на борту при взлете, произведенном в 09:40, находилось 4 взрослых пассажира и ребенок. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы.
Полет выполнялся по руслу реки Мама на истинной высоте 300 м. В 09:46 экипаж доложил диспетчеру КДП а/п Мама о производстве взлета и получил от него данные о фактической погоде на аэродроме, которые соответствовали минимуму.
Продолжая полет, экипаж увидел впереди снежный заряд. По объяснениям КВС и второго пилота, командир вертолета Воронцов предлагал по СПУ проверяющему Данилову произвести возврат, но тот принял решение продолжать полет со снижением и на малой скорости. Войдя в снежный заряд, экипаж принял решение на возврат, выполнил левый разворот и продолжал полет со снижением в условиях ограниченной видимости (менее 1000 м) на скорости 70-80 км/ч, при этом не следил за показаниями высотомеров. Пройдя примерно 1,5 км после разворота, в 09:58 мск вертолет столкнулся со льдом реки Мама и на наполовину затонул в перевернутом положении. КВС и второй пилот выныривали из затонувшей кабины. Мер по осмотру пилотской кабины, где находился проверяющий Данилов, в создавшейся обстановке не было принято. Проверяющий погиб. Ребенок и его мать, сопровождавшая ребенка медсестра, радиометрист и неоформленный призывник невредимы. До момента столкновения матчасть вертолета работала исправно.
Через 5 минут после расчетного времени прибытия ст. диспетчер а/п Мама Лапшин организовал поиски на вертолете Ми-4 №02320, потерпевший катастрофу вертолет был им найден. В 11:09 Ми-4 №02320 взлетел со спасенными с места происшествия в а/п Мама.
|