|
|
|
Катастрофа Ка-26 Приволжского УГА в Илишевском районе Башкирской АССР |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 марта 1981 г.
Время: 14:42
Страна: СССР
Место происшествия: Башкирская АССР, Илишевский район, 2 км юго-восточнее н.п. Кызыл-Юлдуз (Красная Звезда)
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: СССР-19286
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Приволжское УГА, Уфимский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 172 летного отряда выполнял полеты с оперативной точки Дюртюли для обслуживания заказчика - НГДУ Чекмагушнефть. В день происшествия выполнялся аэровизуальный полет по трассе главного коллектора по маршруту Дюртюли - Красная Звезда - Телепаново и обратно.
Взлет с ОТ Дюртюли произведен в 11:55 мск. Через 16 минут пилот произвел посадку в н.п. Красная Звезда (Кызыл-Юлдуз), где взял на борт представителя заказчика. По показаниям служебного пассажира, посадка была неуверенной, на край площадки. Пассажир отказался занять предложенное ему правое пилотское сиденье и разместился в транспортной кабине. Он указал пилоту маршрут полета по главному коллектору до н.п. Телепаново и обратно. СПУ при этом, а также во время дальнейшего полета, не использовалось. Во время полета бензообогреватель работал, в кабине было жарко.
Полет до Телепаново выполнялся с отклонением по курсу от трассы главного коллектора и исправлялся пилотом по командам заказчика. После разворота над Телепаново заказчик дал указание следовать на н.п. Красная Звезда напрямую, без осмотра главного коллектора.
Через некоторое время, незадолго до АП, в транспортной кабине появился посторонний шум, который привлек внимание пассажира и пилота. Они некоторое время недоуменно, молча смотрели через проем в фюзеляже друг на друга, не зная его причину. Заказчик стал искать источник шума в транспортной кабине и обратил внимание, что из под заднего сиденья правого ряда выходит струя желто-зеленого цвета. После этого, встав на колени спиной к пилоту, он обнаружил переносной углекислотный огнетушитель типа ОУ, из которого выходил огнетушащий состав. При этом в вертолете появился неприятный специфический запах.
Вертолет в это время находился на удалении около 100 м левее проходящей вдоль дороги (по левую сторону) ЛЭП 110 КВ на истинной высоте 80…110 м. Дальнейшее перемещение вертолета в пространстве, по показаниям очевидцев, осуществлялось с быстрым снижением, правым креном и с разворотом вправо от первоначального направления. Вертолет пролетел над ЛЭП 110 КВ и, продолжая снижение, столкнулся с тремя верхними проводами ЛЭП 35 КВ, проходившей с другой стороны вдоль дороги (по правую сторону). Столкновение с проводами произошло левой основной стойкой шасси. Вертолет имел тангаж на кабрирование левый крен и вертикальную скорость снижения 4,2 м/с. В последний момент пилот принял меры для предотвращения столкновения с ЛЭП. В результате столкновения с ЛЭП лопасти несущих винтов полностью разрушились. На удалении 40 м от оси ЛЭП 35 КВ неуправляемый вертолет столкнулся с землей, разрушился и загорелся, остановившись в 80 м от ЛЭП с прежним курсом 60° Пилот погиб, пассажир получил ранения средней тяжести.
Катастрофа произошла в 12:42 мск (14:42 местного времени) в 2 км юго-восточнее н.п. Красная Звезда Илишевского района Башкирской АССР с А=125° (55°39’СШ, 54°36’ВД, 25 км северо-западнее н.п. Дюртюли)
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-19286 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.12.1970 |
Заводской номер ВС |
7001610 |
Наработка ВС (часы) |
4926 |
Наработка ВС (циклы) |
12880 |
Силовая установка |
КЕ 713004 КЕ 733057 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Приволжское УГА, Уфимский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия пришла к заключению, что отсутствие связи по СПУ между пилотом и пассажиром сделало невозможным передачу информации пилоту о происходящем в транспортной кабине, что не позволило ему правильно оценить ситуацию, которая могла быть им воспринята, как аварийная (например, как пожар в транспортной кабине). В результате ошибочного восприятия сложившейся ситуации и отвлечения от пилотирования пилот либо применил аварийное снижение без достаточной осмотрительности, либо непроизвольно допустил правый разворот с креном и снижением, в результате чего произошло столкновение с ЛЭП, падение и разрушение вертолета.
По заключению ГосНИИ ГА, стравливание огнетушащего состава из огнетушителя могло произойти в результате попадания под головку клапана обломков пружины клапана, разрушение которой произошло в результате интенсивной коррозии по причине повышенного содержания влаги в углекислоте при зарядке или дозарядке огнетушителя. Интенсивной коррозии пружины способствовала ее низкая коррозионная стойкость, что следует рассматривать, как конструктивный дефект.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа произошла в результате отвлечения внимания от пилотирования и неправильной оценки пилотом ситуации, возникшей по причине стравливания огнетушителя типа ОУ в транспортной кабине, что привело к столкновению с ЛЭП и разрушению вертолета. Неправильной оценке ситуации и отвлечению от пилотирования способствовало отсутствие связи по СПУ с представителем заказчика. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|