|
|
|
Катастрофа Ан-12Б Якутского УГА близ Магадана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 октября 1973 г.
Время: 23:36
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, близ Магадана
Тип ВС: Ан-12Б
Регистрация ВС: CCCP-12967
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Якутский ОАО
Рейс: 10178 Ф
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 139 летного отряда выполнял полет по перевозке 12 тонн овощей. Взлет произведен в 13:06 мск и занял эшелон 7 800 м. При входе в зону аэропорта Магадан-56 км с разрешения диспетчера экипаж снизился до 4 500 м, а затем до 2 400 м до пролета ДПРМ с последующим заходом на посадку курсом 105° по схеме на высоте круга 1 500 м. После выхода из четвертого разворота на высоте 900 м самолет находился левее оси ВПП на 2,5 км. Экипаж начал маневр выхода на посадочный курс после получения информации об уклонении от диспетчера круга, взяв курс около 140°. В момент выхода на линию курса на удалении 18 км и на высоте 730 м диспетчер дал указание снижаться по глиссаде на дальний привод. Не определив момента выхода в створ ВПП экипаж продолжил полет неизменным курсом со снижением и уклонился на 1,5 км вправо. В 15:34:41 диспетчер сообщил экипажу об уклонении. Приняв эту информацию, экипаж прекратил снижение на высоте 570 м, а в 15:35:14 КВС принял решение об уходе на второй круг. Диспетчер передал указание о наборе по прямой 1 500 м. На этом связь прекратилась.
Днем следующего дня разрушенный и частично сгоревший самолет был обнаружен на склоне горы с превышением уровня аэродрома 506 м в 13,7 км от торца ВПП и правее оси 5,6 км с азимутом 251° от КТА.
Фактическая погода на момент происшествия: облачность 10/10, 1 000 м, дождь.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-12967 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1969 |
Заводской номер ВС |
9346502 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н2916093 Н2726104 Н2916120 Н2926053 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
10178 Ф |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Якутский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Якутск |
Пункт назначения |
Магадан |
Начальный пункт маршрута |
Якутск |
Конечный пункт маршрута |
Магадан |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что подготовка к полету проводилась формально, командир экипажа выполнял первый за 4 года полет в Магадан. Перед снижением предпосадочную подготовку экипаж в нарушение НПП-ГА-71 провел не в полном объеме, ограничившись чтением контрольной карты. Все это привело к грубым ошибкам и отклонениям в процессе захода на посадку, вынудило экипаж выполнять спарено третий и четвертый развороты с креном 20° и большой (до 10 м/с) вертикальной скоростью снижения и привело к значительному уклонению от оси ВПП после выхода из четвертого разворота. Взяв необоснованно большой (35°) угол выхода в створ ВПП на предельной допустимых скоростях, экипаж в два этапа произвел выпуск закрылков на 25° и начал снижение по глиссаде по команде диспетчера. Создав себе усложненные условия пилотирования, КВС отвлекся от инструментального контроля и не заметил момента пересечения створа ВПП. Этому способствовало отсутствие взаимодействия между членами экипажа, а особенно исключительная пассивность штурмана. Наиболее вероятной причиной данной ошибки КВС стало то, что при переходе от инструментального на визуальный полет он принял огни поселка Сплавная за огни аэропорта. Получив неожиданное для себя сообщение, что самолет находится правее оси ВПП, не зная своего местоположения, он начал уход на второй круг, продолжая следовать прежним курсом в сторону гор. В 15:35:42 на курсе 130° самолет столкнулся с горой, продолжая снижаться с вертикальной скоростью до 8 м/с из-за просадки в процессе уборки шасси и закрылков. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явились грубые ошибки, допущенные экипажем при заходе на посадку в горных условиях ночью при отсутствии с его стороны постоянного инструментального контроля за положением самолета на предпосадочной прямой и неграмотные действия командира при уходе на второй круг. Службой УВД аэропорта не было оказано помощи экипажу при заходе на посадку и особенно на предпосадочной прямой, чем не было предотвращено уклонение от линии посадки.
Сопутствующие факторы:
1) Неудовлетворительная организация летной работы в 139 ЛО и в УВД аэропорта Магадан-56 км
2) Отсутствие на рабочем месте диспетчера посадки руководителя полетов аэропорта
3) Пассивное руководство полетом со стороны диспетчера круга.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|