|
|
|
Катастрофа Ми-2 Азербайджанского УГА в Домбаровском районе Оренбургской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 февраля 1981 г.
Время: 15:15
Страна: СССР
Место происшествия: Оренбургская область, Домбаровский район, близ н.п. Екатеринославка
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-23859
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 109 летного отряда выполнял перегоночный полет с оперативной точки Домбаровка Орнебургской области в а/п Забрат по запасному маршруту Домбаровка - Орск - Актюбинск - Кульсары - Гурьев - Астрахань - Махачкала - Забрат с посадками на этих аэродромах.
Взлет с ОТ Домбаровка произведен в 13:00 мск (15:00 местного времени), вместо запланированного времени 07:00 мск, из-за отсутствия метеоусловий по трассе. При этом предполетную подготовку экипаж проводил только по основному маршруту Домбаровка - Орск - Оренбург (и далее до Забрата).
Минимум погоды экипажу для перегонки вертолета ограничен приказом командира летного отряда: 200х3000х18 м/с.
В 12:20 экипаж получил прогноз погоды по запасному маршруту Орск - Актюбинск с 12 до 14 часов, который не соответствовал установленному ему перегоночному минимуму (облачность 10 баллов высотой 100-200 м). Срок действия прогноза был меньше расчетного времени полета с учетом дополнительных 30 минут (согласно п.6.3.21 НПП ГА-78).
Несмотря на это, входивший в состав экипажа проверяющий принял решение о выполнении полета, при этом, в нарушение приказа командира 109ЛО понизив минимум погоды до 150х3000 м.
Взлет произведен с превышением допустимой взлетной массы на 201 кг. В нарушение п.8.5.1 НПП ГА-78 после взлета полет выполнялся вне трассы, напрямую, с пересечением встречного движения. С 13:03 до 13:13 экипаж вёл непрерывную радиосвязь с МДП а/п Актюбинск (находясь в зоне МДП Орск), добиваясь продления прогноза погоды и согласия Актюбинска на прием (без посадки в Орске). Диспетчер МДП выдал экипажу нелетный прогноз с 14 до 18 часов, предусматривающий кратковременное ухудшение видимости до 1400…1900 м, однако экипаж продолжал выполнять полет на Актюбинск, сообщив расчетное время прибытия 14:00.
С 13:08 до 13:13 диспетчер МДП Актюбинск по запросу экипажа пытался передать на борт прогноз по району №1 Актюбинской области с 10 до 16 часов, предусматривающий кратковременно видимость 1000…2000 м, но из-за ухудшения слышимости не смог этого сделать.
В 13:13 экипаж вышел на связь с диспетчером МДП а/п Орск, доложил время взлета и запросил согласия на пролет до Актюбинска. Диспетчер, в нарушение требований НПП ГА-78 и Технологии работы диспетчера МДП, ограничился фиксацией времени взлета и рекомендацией переходить на связь с МДП а/п Актюбинск. Это была последняя радиосвязь с бортом. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
Организованными поисками вертолет 13 февраля был обнаружен разрушенным в заснеженной степной местности в 33 км южнее г. Орск (50°53’СШ, 58°43’ВД). Экипаж погиб.
Столкновение с землей произошло в 13:15 мск (15:15 мест. времени), с левым креном около 35°, с МК=175°. Разрушаясь и загоревшись, вертолет переместился на 100…110 м по направлению полета.
Экипажи других ВС сообщали о наличии в данном районе снежных зарядов, ухудшающих видимость.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-23859 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.12.1969 |
Заводской номер ВС |
541330129 |
Наработка ВС (часы) |
3557 |
Наработка ВС (циклы) |
14228 |
Силовая установка |
481602003 371664080 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Азербайджанское УГА, Забратский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Актюбинск |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Баку (Забрат) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия пришла к заключению, что, не имея подготовки по данной трассе (предполетная подготовка проводилась по основному маршруту до а/п Оренбург), выполняя полет с нарушением минимума погоды, экипаж непреднамеренно попал в условия ограниченной видимости над заснеженной малоориентирной местностью, постоянно ведя радиосвязь и имея дефицит времени по прибытию в а/п Актюбинск. В результате экипаж потерял пространственное положение и в дальнейшем с управлением вертолетом не справился. На скорости 170…180 км/ч, с вертикальной скоростью снижения 4…5 м/с, креном более 35° и незначительным углом тангажа вертолет столкнулся с землей. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: наиболее вероятной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственного положения экипажем при попадании в условия ограниченной видимости над заснеженной малоориентирной местностью с отвлечением внимания на ведение непрерывной радиосвязи для получения продления прогноза погоды и согласия на прием от а/п Актюбинск.
Происшествию способствовало:
- неудовлетворительная организация летной работы на оперативной точке Домбаровка со стороны командования Забратского ОАО;
- неудовлетворительный контроль в части организации руководства полетами прикомандированных экипажей со стороны командования Оренбургского ОАО;
- неудовлетворительная организация УВД службой движения а/п Орск.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|