|
|
|
Катастрофа Ка-26 Узбекского УГА в Чимкентской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 июня 1979 г.
Время: 14:46
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Чимкентская область, Ленинский р-н, 5 км восточнее с. Каратобе Ленгерского района
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: СССР-24358
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское УГА, Кокандская ОАЭ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот Кокандской ОАЭ выполнял аэровизуальный полет по обслуживанию газопровода с оперативной точки Черняевка. На борту находился служебный пассажир - инженер электрохимической защиты ПО «Ташкенттрансгаз».
Взлет с оперативной точки произведен в 08:05 мск (11:05 местного времени) в направлении г. Чимкент по трассе газопровода. По трассе намечались работы с подбором площадок с воздуха в местах станций катодной защиты газопровода. Из зоны МДП а/п Сергели вертолет вышел в 08:24. Далее полет проходил в зоне МДП а/п Чимкент. Пилот долетел до перехода газопровода через реку Бадам (10 км южнее Чимкента) и приступил к работе с посадками около станций катодной защиты газопровода в направлении оперативной точки Черняевка. До авиационного происшествия произведено 4 посадки. В 11:34 мск пилот последний раз выходил на связь, сообщив о продолжении работы по газопроводу и нормальной работе матчасти.
Прибыв на 586-й км газопровода, пилот выполнил два круга над местом посадки у очередной станции катодной защиты и произвел посадку. По окончании работ заказчиком пилот произвел взлет с площадки, расположенной с превышением над ЛЭП 60 м, на удалении от нее 450 м. Комиссией установлено, что вертолет подошел к проводам ЛЭП в режиме снижения с вертикальной скоростью 3 м/с, с поступательной скоростью 70 км/ч, на глиссаде около 90°, с правым креном около 10°, под углом к ЛЭП 60° и столкнулся несущими винтами с верхним проводом. Это привело к разрушению лопастей несущих винтов, дисбалансу и, как следствие, вырыву редуктора с колонкой из конструкции вертолета. На расстоянии 69 м от ЛЭП вертолет столкнулся с землей в левом крене около 90° под углом около 30°, полностью разрушился и сгорел. Редуктор с колонкой и разрушенными несущими винтами упал по ходу движения вертолета на расстоянии 93 м от ЛЭП. Пилот и служебный пассажир погибли.
Катастрофа произошла в 11:46 мск (14:46 местного времени) в Ленинском районе Чимкентской области, в 5 км восточнее села Каратобе Ленгерского района Чимкентской области (42°02’СШ, 69°35’ВД) на удалении 32 км с А=180° от г. Чимкент в горной местности, в лощине, обработанной под пшеничное поле. В результате катастрофы оборван верхний провод ЛЭП диаметром 35 мм, 400 кв м зерновых уничтожено пожаром.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-24358 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.09.1976 |
Заводской номер ВС |
7605703 |
Наработка ВС (часы) |
1452 |
Наработка ВС (циклы) |
2190 |
Силовая установка |
КЕ 833080 КЕ 833069 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское УГА, Кокандская ОАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: аварийная ситуация возникла после взлета с площадки, расположенной с превышением над ЛЭП 60 м, на удалении от нее 450 м. В результате аварийной ситуации вертолет в режиме снижения столкнулся с ЛЭП. Однозначно установить причину, вынудившую вертолет к снижению в зоне ЛЭП, не представилось возможным в связи с полным разрушением вертолета и его агрегатов при столкновении с землей и пожаре, а также из-за отсутствия прямых очевидцев. Уровень подготовки пилота, его опыт работы по данному виду работ и району полетов, тренировка к полетам в особых случаях, состояние здоровья, обеспечивали успешное выполнение полета. Отсутствие достаточного практического опыта пилота в особых случаях полета в сочетании с полетом над сложной по орографии местностью с наличием большого количества пересекающих ЛЭП могло повлиять на правильность его действий в данном событии. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной авиационного происшествия явилось столкновение вертолета с проводами ЛЭП. Установить однозначно причину АП не представилось возможным в связи с полным разрушением вертолета и его агрегатов.
Наиболее вероятными причинами могли быть:
- несвоевременное обнаружение препятствий (ЛЭП) пилотом из-за отвлечения внимания на действия, связанные с возникновением непредвиденных факторов полета;
- ошибка в технике пилотирования, связанная с возникновением усложненных условий полета;
- возможный отказ материальной части, приведший к снижению вертолета вблизи ЛЭП.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|