|
|
|
Катастрофа Ка-26 Ленинградского УГА в а/п Ленинград (Ржевка) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 апреля 1979 г.
Время: 15:11
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Ленинград (Ржевка)
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: СССР-24380
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Ленинградское УГА, 2-й Ленинградский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 74 летного отряда выполнял полет для ледовой разведки по маршруту Ржевка - форт - район пос. Лахта - Ржевка. На борту находился служебный пассажир - гидролог комплексной экспедиции №19.
Взлет произведен в 15:09. После взлета, в режиме набора высоты, по показаниям очевидцев, на высоте 40-50 м вначале послышались хлопки, а потом от вертолета начали отделяться части. Впоследствии от фюзеляжа отделился редуктор с колонкой и оставшимися частями лопастей несущих винтов. Фюзеляж под углом 78-82° ударился о землю в 420 м северо-западнее КТА (59°59’СШ, 30°36’ВД), разрушился и загорелся. Пилот и пассажир погибли. Катастрофа произошла в 15:11.
Через 37 секунд после доклада пилота о взлете зафиксировано нажатие по УКВ-передатчику, что свидетельствует о внезапном возникновении в полете непредвиденной ситуации. Комиссией установлено, что в полете произошло соударение первой лопасти верхнего несущего винта с лопастями нижнего винта, что привело к разрушению несущей системы вертолета, последующему ее отделению от фюзеляжа вместе с редуктором, подредукторной плитой и колонкой вследствие возникновения большой нерасчетной нагрузки из-за разрушения первой верхней и трех нижних лопастей несущих винтов.
Соударение лопастей произошло в результате опускания верхней лопасти №1 по причине обрыва динамической тяги. По заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, разрушение тяги произошло в два этапа: первоначальный надлом и затем последующее разрушение через несколько тысяч циклов нагружений. Случаи изгиба и надлома тяг неоднократно имели место в эксплуатационных предприятиях ГА на втулках, не имеющих ограничителей взмаха верхних лопастей.
Причинами взмаха лопастей несущей системы могли быть:
- ветровая обстановка в день вылета, не выходившая за пределы допустимой РЛЭ (8 м/с, порывы 14 м/с);
- соударение лопастей на земле при запуске двигателей, не замеченное пилотом и не отразившееся в первоначальный момент на уровне вибрации вертолета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-24380 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.12.1976 |
Заводской номер ВС |
7603812 |
Наработка ВС (часы) |
1047 |
Наработка ВС (циклы) |
887 |
Силовая установка |
КЕ 713100 КЕ 723115 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Ленинградское УГА, 2-й Ленинградский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ленинград (Ржевка) |
Пункт назначения |
Ленинград (Ржевка) |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Ржевка) |
Конечный пункт маршрута |
Ленинград (Ржевка) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: аварийная ситуация в полете возникла в результате обрыва динамической тяги лопасти №1 верхней несущей системы с последующим опусканием ее в плоскость вращения нижней несущей системы. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной авиационного происшествия явилось разрушение динамической тяги лопасти №1 верхней несущей системы, надлом которой произошел по причине вымаха лопасти в период от момента запуска двигателей до производства взлета, что стало возможным из-за отсутствия верхних упоров ограничения взмаха. Последующее усталостное разрушение тяги повлекло за собой разрушение лопастей несущей системы, дисбаланс и отрыв колонки с редуктором. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|