|
|
|
Катастрофа Ми-2 Мурманского АП Ленинградского ОГА в а/п Мурманск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 ноября 1991 г.
Время: 09:20
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Мурманск (Мурмаши)
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-20952
Авиакомпания: Ленинградское объединение ГА
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Мурманского авиапредприятия Ленинградского объединения ГА выполнял транспортно-связной полет по маршруту Мурманск - Кировск - г. Плоская - Кировск - Кандалакша - Мурманск по заявке объединения «Северкварцсамоцветы», совмещенный с санзаданием на участке маршрута Кандалакша - Мурманск.
При взлете в а/п Мурманск на борту находились КВС, проверяющий и служебный пассажир - штурман вертолета Ка-32. В процессе взлета для выполнения контрольного висения на высоте 2-3 м произошла самопроизвольная, прогрессирующая раскачка вертолета в продольной плоскости, приведшая к удару рулевым винтом и концевой балкой о бетонную поверхность площадки. После этого вертолет с незначительным левым креном и значительным углом тангажа на пикирование упал на площадку и опрокинулся на левый борт. Служебный пассажир погиб. Экипаж не пострадал. Вертолет получил значительные повреждения.
Катастрофа произошла в 09:20 мск (68°46’55”СШ, 32°44’48”ВД).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-20952 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
17.08.1984 |
Заводской номер ВС |
548717064 |
Наработка ВС (часы) |
3445 |
Наработка ВС (циклы) |
8598 |
Силовая установка |
481651081 481673078 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Ленинградское объединение ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мурманск (Мурмаши) |
Пункт назначения |
Кировск |
Начальный пункт маршрута |
Мурманск (Мурмаши) |
Конечный пункт маршрута |
Мурманск (Мурмаши) |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Комиссия установила, что при взлете вертолета активное пилотирование осуществлял КВС, проверяющий осуществлял контрольное управление. После отделения вертолета от земли на высоте около 3 м началась самопроизвольная раскачка вертолета в продольной плоскости с нарастающей амплитудой, первоначально проявившаяся, как самопроизвольное изменение угла тангажа на пикирование. Проверяющий воспринял это как намерение КВС перевести вертолет в разгон и вмешался в управление с целью предотвратить взлет без контрольного висения. Заметив напряженное состояние КВС, проверяющий информировал его, что взял управление на себя. Одновременно с этим вертолет начал самопроизвольно увеличивать угол тангажа на кабрирование. Проверяющий соответственным отклонением органов управления пытался восстановить нормальное положение вертолета, однако это ему не удалось. Вертолет ударился рулевым винтом и концевой балкой о поверхность площадки, упал и опрокинулся на левый борт.
Пассажир, находившийся в пассажирской кабине, при ее покидании был травмирован вращающимися лопастями несущего винта и через 2 часа после АП скончался в реанимации больницы Мурманска.
|
Описание выявленных причин АП |
Комиссия при осмотре вертолета обнаружила рассоединение тяги 50.51.090.0000 продольного управления с наконечником качалки 50.50.580.00.01. Металлизация между указанной тягой и качалкой не нарушена. Болт, шайба и гайка в этом соединении отсутствует. Болт 50.56.000.01.00 обнаружен на левой створке капота редукторного отсека. В капотах и под редуктором обнаружены три шайбы и две гайки.
Исследование в НТЦ «Эксперт» показало, что при установке болта 50.56.000.01.00 в соединение качалки с тягой продольного управления гайка и шплинт установлены не были. Причиной рассоединения наконечника качалки рулевого привода РП-35 с вилкой тяги продольного управления является выход болта из соединения из-за отсутствия гайки. При соединении качалки РП-35 с тягой продольного управления только перемычкой металлизации происходит существенное изменение характеристик и последующая полная потеря управляемости по данному каналу управления, исключающая возможность адекватного парирования раскачки вертолета по тангажу.
19.09.1991 произведен ремонт данного вертолета на заводе №421 ГА. Налет после ремонта составил 29 часов 22 минуты, 22 посадки. Сборку сочленения выполнял слесарь-сборщик, контроль - мастер. В дальнейшем контроль качества сборки осуществляли специалисты ОТК и летно-испытательной станции АРЗ №421, которые также не обнаружили некачественную сборку. Прием вертолета после ремонта и его частичную разборку для транспортировки владельцу, на основании договора с Мурманским авиапредприятием, осуществляли специалисты кооператива «Авиатехника» в объеме, предусмотренном технологией приемки вертолета. Неустановку гайки и шплинта на болт 50.56.000.01.00 при этом они не обнаружили. Вертолет был отправлен в Мурманск в контейнере, где был собран и введен в эксплуатацию. При выполнении технического обслуживания в АТБ брак также выявлен не был.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной АП с вертолетом явилась потеря продольной управляемости, вызванная рассоединением наконечника качалки РП-35 с вилкой тяги продольного управления, которое произошло вследствие выхода болта 50.56.000.01.00 из-за неустановки на него гайки и шплинта при ремонте на АРЗ №421 ГА и некачественного контроля после сборки данного соединения на всех ступенях контроля на АРЗ, при приемке вертолета и при технических обслуживаниях в АТБ. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|