|
|
|
Катастрофа Ми-8Т а/к Армянские авиалинии в Ереване |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 июня 1991 г.
Время: 10:55
Страна: СССР
Место происшествия: Армянская ССР, Ереван
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: СССР-25143
Авиакомпания: Армянские авиалинии
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 2 летного отряда авиакомпании «Армянские авиалинии» выполнял полет по маршруту а/п Эребуни - площадка геолого-геофизической экспедиции для взятия на борт 5 пассажиров. Дальнейший полет должен был проходить по маршруту Одзун - Туманян - Степанаван с посадками на площадки, подобранные с воздуха по указанию заказчика.
Взлет в а/п Эребуни произведен в 09:48 мск с МК=208° для следования на площадку, расположенную у городской радиовещательной станции (РВС). ИПП в районе Ереванского аэроузла полет по данному маршруту предусматривает на высоте 300 м с облетом города Ереван по западной окраине через п. Ачапняк - Киногородок. Фактически, после взлета экипаж, набрав высоту 100-120 м, левым разворотом взял курс около 30° и, в нарушение установленного маршрута, следовал напрямую через центр города. Службой движения а/п Эребуни указанное отклонение экипажа замечено не было ввиду отсутствия средств инструментального контроля за полетом ВС на высотах ниже нижнего эшелона. Кроме того, технологией работы диспетчера КДП а/п Эребуни контроль за соблюдением экипажем схемы полета в районе аэропорта вообще не предусмотрен.
Согласно проведенных экспериментальных облетов и показаний свидетелей установлено, что после взлета экипаж взял курс на хорошо просматриваемое высотное здание - Дом молодежи, расположенное в центре города. На расстоянии 500-600 м правее линии пути расположено ущелье, ширина которого достигает 500 м, а глубина - 80 м. По ущелью проходит оживленная автомагистраль - проспект Мясникяна. Ущелье пересекает две линии электропередачи, опоры (высотой 36 м) которых установлены на противоположных склонах ущелья на расстоянии 480-500 м. Провода ЛЭП не маркированы и на фоне покрытых лесом склонов ущелья с воздуха практически не различимы.
На 7-й минуте полета, находясь в районе Дома молодежи, вертолет без видимых причин резко отвернул вправо на 60-80° и начал снижаться в ущелье. Для предотвращения столкновения с правым склоном экипаж создал левый крен и, находясь в развороте, на высоте 40-60 м от дна ущелья столкнулся левой стойкой шасси с грозозащитным проводом ЛЭП диаметром 12 мм и оторвал его. Часть троса длиной 120 м оказалась заклиненной между тормозным барабаном колеса и узлом стыковки амортстойки с подкосом и была увлечена вертолетом. В момент столкновения с проводами (или непосредственно перед ним) экипаж перевел двигатели на взлетный режим (о чем свидетельствуют результаты их исследования после АП), на котором они находились вплоть до столкновения вертолета с землей. Отсутствие следов соприкосновения с проводами на передней опоре шасси свидетельствует, что в момент столкновения вертолет имел тангаж более 10-11° на кабрирование. По показаниям свидетелей, вертолет после столкновения с проводами набрал высоту 80-100 м. Сочетание указанных факторов позволяет предположить, что в момент столкновения с проводом вертолет находился в режиме торможения с набором высоты, что может свидетельствовать о том, что экипаж заметил провода в непосредственной близости и пытался избежать столкновения с ними. При дальнейшем движении вертолета оборванная часть троса попала в конус вращения несущего винта, что вызвало разрушение лопасти №4. От возникшей вследствие дисбаланса тряски произошло разрушение хвостовой балки. Вертолет потерял управляемость и в перевернутом положении столкнулся с землей на территории городского зоопарка, на склоне ущелья, покрытого деревьями и кустарником (высота места АП 1170 м над уровнем моря), взорвался и сгорел. На земле никто не пострадал, частично разрушена металлическая ограда.
Катастрофа произошла в 09:55 мск в 11 км северо-восточнее КТА а/п Эребуни.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25143 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
13.06.1990 |
Заводской номер ВС |
99047557 |
Наработка ВС (часы) |
863 |
Наработка ВС (циклы) |
840 |
Силовая установка |
С99311187 С99211170 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Армянские авиалинии |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ереван (Эребуни) |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Ереван (Эребуни) |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Блоки и агрегаты автопилота, а также авиагоризонт АГБ-3К командира ВС, являющийся датчиком крена и тангажа для автопилота, практически полностью уничтожены при столкновении вертолета с землей и последующем пожаре, вследствие чего установить их работоспособность до происшествия не представилось возможным и, следовательно, отказ автопилота не может быть исключен. При этом версия о решении экипажа о вынужденной посадке и вследствие этого о снижении в ущелье по причине отказа автопилота более вероятна, чем разворот со снижением под воздействием отказа автопилота, так как маловероятно, что экипаж в течение 15-17 секунд не вмешивался в управление. Трудно представить, что при полете над городом на малой высоте экипаж не осуществлял активного пилотирования и мог в течение столь длительного времени не заметить резкое изменение траектории полета.
Другая возможная причина - преднамеренное снижение вертолета экипажем в ущелье. В ходе расследования не удалось выявить какие-либо мотивы подобного решения. Однако, учитывая факт недисциплинированности экипажа, выразившейся в невыдерживании схемы выхода с аэродрома, и при отсутствии контроля за выполнением летных заданий на высотах ниже нижнего эшелона, возможность преднамеренного снижения не может быть исключена.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа вертолета явилась следствием снижения в ущелье и его последующего столкновения с ЛЭП. Причины снижения вертолета в ущелье однозначно установить не представилось возможным ввиду гибели экипажа и отсутствия информации бортовых средств объективного контроля.
Наиболее вероятными причинами могли быть:
- несигнализируемый резкий отказ автопилота, воспринятый экипажем, как отказ управления, в результате чего командиром ВС было принято решение на выполнение экстренной вынужденной посадки на подобранную в ущелье площадку;
- умышленное отклонение экипажа от маршрута полета и снижение в ущелье с целью полета над проходящей по нему магистралью.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|