|
|
|
Авария Ан-26 а/к КАПО Авиа в а/п Магадан (Сокол) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 03 января 2015 г.
Время: 11:19
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Магадан
Тип ВС: Ан-26
Регистрация ВС: RA-26082
Авиакомпания: КАПО Авиа
|
|
|
|
|
Описание |
Основной и резервный экипажи (по 4 человека) выполняли перегоночный полет по маршруту Петропавловск-Камчатский – Магадан (Сокол) – Мирный – Красноярск – Нижневартовск. На борту также находилось 2 технических специалиста.
При выполнении взлета в а/п Магадан в 11:19 местного времени в процессе разбега КВС не смог отклонить штурвал на себя для поднятия передней стойки шасси. Перемещения штурвала не произошло из-за нерасстопорения руля высоты (по данным СОК, в процессе разбега руль высоты находился в положении на пикирование). В данной ситуации КВС взлет не прекратил, а бортмеханик выполнил попытку «передернуть» рычаг стопорения рулей с целью их освобождения, однако руль высоты остался в застопоренном положении. После возрастания скорости до 255 км/ч экипаж прекратил взлет, однако не смог выдержать направление пробега, в результате чего самолет на удалении около 2300 м от начал разбега выкатился вправо за пределы ВПП. Пробежав по заснеженному грунту около 490 м, самолет остановился в 24 м правее ВПП. После схода самолета на грунт руль высоты расстопорился. В процессе движения по заснеженному грунту ВС получило значительные повреждения. Экипаж не пострадал.
Установлено, что проверка свободного хода рулей управления и элеронов экипажем перед запуском двигателей и на предварительном старте не осуществлялась. Руль высоты оставался в застопоренном положении, отклоненным на 18...19° на пикирование.
Самолет получил следующие повреждения: разрушены передняя и правая стойки шасси, поврежден правый двигатель и его воздушный винт. На левом двигателе погнута законцовка лопасти винта №4. Разрушены узлы стыковки отъемной и средней частей крыла. Повреждены силовые элементы конструкции планера (гофр обшивки по окружности фюзеляжа между шпангоутами №11-12).
Анализ имеющейся информации свидетельствует, что экипаж начал разбег с застопоренным рулем высоты из-за неполного выхода стопорного пальца из стопорного гнезда вала руля высоты по предположительной причине неполного опускания ручки стопорения в крайнее нижнее положение. Согласно РЛЭ Ан-26 расстопорение рулей входит в обязанности КВС. В данном случае КВС только отвел влево планку-предохранитель ручки стопорения, а ручку в нижнее положение перевел бортмеханик. Выполнение этой операции данным образом могло привести к недостаточному контролю со стороны КВС за положением ручки стопорения.
Экипаж распознал нештатную ситуацию после прохождения скорости принятия решение (в этом случае РЛЭ не предусматривает прекращение взлета). Выполненное бортмехаником по команде КВС на скорости 260 км/ч кратковременное перемещение рычага расстопорения рулей в верхнее положение (застопорено), а затем снова в нижнее положение (расстопорено), привело к срабатыванию ограничителя движения РУДов, переместив их назад, в положение 30° по УПРТ. После опускания рычага стопорения в нижнее положение РУДы снова были переведены бортмехаником на взлетный режим. Однако данные действия ожидаемого результата не дали - руль высоты остался в застопоренном положении. Кроме того, в застопоренном положении после «передергивания» рычага стопорения, наиболее вероятно, оказался и руль направления, что в сочетании с вероятным отвлечением КВС от выдерживания курса взлета на действия по расстопорению руля высоты, привело к уклонению ВС вправо и постепенному сходу с ВПП под небольшим углом.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
6 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-26082 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
08.12.1981 |
Заводской номер ВС |
11705 |
Наработка ВС (часы) |
13698 |
Наработка ВС (циклы) |
6810 |
Силовая установка |
Н4813ВТ018 Н404ВТ126 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
КАПО Авиа |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Магадан |
Пункт назначения |
Мирный |
Начальный пункт маршрута |
Петропавловск-Камчатский (Елизово) |
Конечный пункт маршрута |
Нижневартовск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие с самолетом Ан-24Б RA-26082 произошло в результате выкатывания ВС вбок за пределы ВПП после принятия КВС решения на прекращение взлета из-за невозможности отклонения руля высоты на кабрирование вследствие его застопоренного положения.
Выкатыванию ВС вправо за пределы ВПП, наиболее вероятно, способствовало передергивание бортмехаником ручки стопорения рулей в процессе взлета с целью расстопорения руля высоты, что привело к временному стопорению руля направления и невозможности выдерживать направление по курсу взлета.
Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
• нарушением экипажем порядка расстопорения рулей, определенного РЛЭ самолета;
• невыполнением экипажем проверки свободного хода рулей управления и элеронов на установленных РЛЭ самолета рубежах, формальным выполнением требований карт контрольных проверок;
• отсутствием достаточной натренированности экипажа в реальных полетах для поддержания практических навыков в управлении ВС и его системами, что оказало негативное влияние на возникновение и развитие нештатной ситуации в полете.
Выполнение бюллетеней № 903-БУ-Г и № 847-БЭ-Г от 27.06.1991 по установке сигнализации застопоренного положения руля высоты, наиболее вероятно, позволило бы предотвратить авиационное происшествие. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|