|
|
|
Катастрофа Як-18Т Кировоградского ВЛУ ГА в Новомиргороде |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 сентября 1981 г.
Время: 19:13
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Кировоградская область, г. Новомиргород
Тип ВС: Як-18Т
Регистрация ВС: СССР-44470
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Кировоградское ВЛУ ГА
|
|
|
|
|
Описание |
Четыре самолета Як-18Т Кировоградского ВЛУ ГА выполняли учебный полет по маршруту в составе группы для перебазирования ВС с а/д Ротмистровка на базовый а/д Малая Виска. Самолеты взлетали с временными интервалами 45-55 секунд. Потерпевший катастрофу самолет Як-18Т №44470 произвел взлет последним, в 18:59.
Групповой полет осуществлялся на высоте 350 м в левом пеленге с интервалом и дистанцией 200х200 м в следующем порядке: №№81355 - 44507 - 44468 - 44470. В 19:11:30 ведущий группы доложил о пролете траверза Новомиргорода группой из четырех самолетов. После пролета траверза ведущий начал уменьшать скорость полета до 200 км/ч для выпуска шасси. В момент пролета н.п. Новомиргород борт №44470 начал отставать от группы со снижением, уклоняясь влево. Дальнейшее движение самолета происходило с переменными кренами и эволюциями по сложной траектории с постоянной тенденцией движения влево. В 19:13, на конечном этапе полета самолет свалился на левое крыло, столкнулся с землей в черте г. Новомиргород на пустыре, примыкающем к изгибу реки Бол. Высь (48°48’СШ, 31°40’ВД) и разрушился. Три члена экипажа и авиатехник погибли.
В процессе снижения двигатель работал на режиме малого газа. Дважды, примерно на высоте 150 и 80 м кратковременно двигатель работал на повышенных режимах, что в обоих случаях сопровождалось энергичным изменением траектории влево с большим креном. Полет по сложной траектории занял 50 секунд. Сваливание самолета произошло с высоты 70-80 м с вращением влево вокруг продольной оси. Столкновение с землей произошло под углом -60° с левым креном. На месте АП установлено, что кабина была подготовлена экипажем к вынужденной посадке: магнето выключено, пожарный кран закрыт, аккумулятор выключен.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-18Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-44470 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.06.1979 |
Заводской номер ВС |
22202032421 |
Наработка ВС (часы) |
663 |
Наработка ВС (циклы) |
2778 |
Силовая установка |
КЯ111020 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Кировоградское ВЛУ ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ротмистровка |
Пункт назначения |
Малая Виска |
Начальный пункт маршрута |
Ротмистровка |
Конечный пункт маршрута |
Малая Виска |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В процессе расследования обнаружено разрушение кронштейна навески левого элерона (2002-10). Согласно заключению ГосНИИ ГА, при разрушении кронштейна среднего узла подвески элерон теряет жесткость и под воздействием потока воздуха будет изгибаться вверх, что эквивалентно даче элеронов на левый крен, вызывая угловую скорость вращения влево от 1,7° до 2,3° в секунду на каждый градус отклонения элерона вверх на скорости полета 180-220 км/ч. При его отклонении вверх на 7-8° возникает угловая скорость крена 12-18°/сек. При этом реакция летчика на крен увеличивается до 36-54°, что согласуется с начальным участком траектории движения самолета при развитии аварийной ситуации.
ГосНИИ ГА определило, что излом кронштейна имеет усталостный характер. Суммарная площадь усталостного разрушения металла составляет 40% всей площади излома. Причиной образования усталостного излома является конструктивный дефект - недостаточная усталостная прочность конструкции кронштейна. Долом кронштейна произошел от возросшей нагрузки на ослабленное поперечное сечение. На передней части лонжерона в зоне разрушенного кронштейна имеются повреждения от контакта с ним.
На семи других самолетах училища обнаружены трещины на данных кронштейнах в аналогичных местах, причем трещина определяется только после смыва лакокрасочного покрытия и грунта. Трещины обнаружены даже на самолетах, которые не проходили капремонт и имеют малый налет. Кроме того установлено, что кронштейн имеет изгиб при монтаже, создающий в местах сечения остаточные напряжения, которые наряду с имеющимися производственными дефектами в виде концентраторов напряжений создают нерасчетные осевые нагрузки на кронштейн и, как следствие, приводят к возникновению усталостных трещин с последующим его разрушением.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось возникновение аварийной ситуации в полете в результате частичного разрушения кронштейна среднего узла подвески левого элерона, что привело к потере поперечной устойчивости и управляемости самолета. Наличие на борту четырех человек и близкой к предельно задней центровки способствовало усложнению аварийной ситуации. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|