Курсанты 2-го курса Актюбинского ВЛУ ГА Горобец А.Я. (здесь и далее все фамилии изменены) - командир самолета и Залесский А.А. - второй пилот, выполнял учебный полет по кругу по программе первоначального обучения (упражнение 8, задача 2 КУЛП Як-18Т) на самолете Як-18Т №44385 с аэродрома Хлебодаровка.
Взлет с МК=205° произведен в 09:23:28 мск (11:23 местного времени). В 09:29 в районе четвертого разворота с МКп=205° самолет Як-18Т №44385 столкнулся с Як-18Т №44388 и после разрушения правой плоскости и фонаря кабины воздушным винтом и стойками шасси этого самолета перевернулся через правое крыло, под углом 85° ударился о землю на удалении 2050 м от торца ВПП с МК=205°, разрушился и сгорел. Оба курсанта погибли.
Як-18Т №44388, который произвел взлет в 09:24:13 для выполнения аналогичного учебного полета по кругу, пилотировали курсанты 2-го курса Погосян В.А. (командир) и Ульянов А.П. (второй пилот).
Как показал анализ записи радиообмена, распределение самолетов на кругу после взлета самолета №44388 не соответствовало требованиям ИПП а/д Хлебодаровка. Сложная воздушная обстановка возникла в результате входа в круг в течение одной минуты четырех самолетов Як-18Т №№44397, 44417, 44302 и 44289 дополнительно к четырем самолетам Як-18Т (№№44388, 44385, 44311, 44316), выполняющим самостоятельные и контрольные полеты по кругу.
В связи с недостаточным продольным интервалом между бортами №№44397 и 44289, снижающимися от четвертого к первому развороту после возврата из полета в пилотажной зоне, последний затянул начало первого разворота и выполнил его на 12 секунд позже. Взлетевший с аэродрома Як-18Т №44385 в это время подходил к первому развороту. Набрав высоту 150 м, экипаж Як-18Т №44385 начал первый разворот, так как борт №44397 в это время заканчивал второй разворот. Экипаж Як-18Т №44289, затянувший первый разворот, в 09:24:42 выполнил второй разворот и таким образом оказался впереди борта №44385 на расстоянии не более 1 км. В дальнейшем, на участке от второго к третьему развороту продольный интервал 900-1000 м между самолетами №44289 и 44385 сохранялся. Опасное их сближение в районе второго разворота произошло по причине преждевременного выполнения первого разворота экипажем Як-18Т №44385, перегруженности круга и нечетких действий руководителя полетов в сложившейся воздушной обстановке. После пролета траверза СКП борта №44289, 44385 и 44388 следовали с прежними интервалами, поэтому в 09:26:32 руководитель полетов дал команду: «Борты, после четвертого обеспечьте дистанцию. Борт на третьем, повнимательнее тоже». Приняв команду руководителя полетов, экипаж Як-18Т №44385 отвернул влево на 20-25° и прошел этим курсом 47 секунд, после чего начал выполнять третий разворот для захода на посадку за бортом №44289. Экипаж Як-18Т №44388, следуя за Як-18Т №44385, заметил его отворот влево и, решив, что борт №44385 уходит в зону, прекратил за ним наблюдение и в 09:26:50 начал третий разворот, ориентируясь по положению Як-18Т №44289. Таким образом, оба экипажа (бортов №№44385 и 44388) вели расчет третьего разворота по положению самолета №44289, подходящего к четвертому развороту, что является нарушением установленного порядка ведения осмотрительности. Продолжая заход на посадку за бортом №44289, экипаж Як-18Т №44385 в 09:28:35 выполнил четвертый разворот, снизился до высоты 170-180 м, выпустил щиток и далее находился в горизонтальном полете до входа в расчетную глиссаду. Экипаж Як-18Т №44388 строил стандартный прямоугольный маршрут за бортом №44289. Проконтролировав выход борта №44289 из четвертого разворота, экипаж Як-18Т №44388 начал в 09:27:46 третий разворот. После выполнения четвертого разворота и выпуска щитка экипаж борта №44388 ощутил резкий толчок слева, самолет значительно накренился вправо. После столкновения, в связи с полной растерянностью командира самолета Погосяна В.А., управление на себя взял курсант Ульянов А.П. и произвел посадку перед собой в 650 м от места падения Як-18Т №44385, предварительно сбросив дверь, выключив аккумулятор, генератор и зажигание и закрыв пожарный кран. При вынужденной посадке на пересеченную местность самолет скапотировал. Курсанты получили легкие телесные повреждения. Самолет имеет значительные повреждения основных конструктивных элементов.
Як-18Т №44385 с разрушенными правой плоскостью и кабиной экипажа потерял управляемость и с углом 85° столкнулся с землей и взорвался. Двигатель и передняя часть фюзеляжа углубились в землю на 1,5 м.
Столкновение самолетов произошло на высоте 160-180 м в 2150 м от торца ВПП с МКп=205° следующим образом: борт №44388 со снижением ударяется левым пневматиком шасси в правый борт Як-18Т №44385 в районе 11-12 шпангоутов. От удара борт №44385 разворачивается вправо с левым кренением, а у борта №44388 создается правый крен. В момент разворачивания борта №44385 его правый элерон ударяет по правой стойке шасси борта №44388. В результате ломается лонжерон элерона в районе 7-8 нервюр и увеличивается левый крен, а у борта №44388 создается пикирующий момент. В результате правая законцовка ОЧК борта №44385 ударяется об подкос правой стойки шасси борта №44388, начинает смещаться вверх и ударяется о центроплан борта №44388, после чего отрывается окончательно, обрывая щиток правой стойки шасси борта №44388. После этого борт №44388 выводится из правого крена и начинает рубить воздушным винтом по правой ОЧК борта №44385 от 19 до 8А нервюр. После обрыва поврежденной части крыла борт №44385 резко накреняется вправо и попадает пилотской кабиной под остаток воздушного винта борта №44388, затем переходит в неуправляемое падение и сталкивается с землей под большим углом в перевернутом положении.
|