Экипаж Нижнеколымского ОАО Управления Полярной Авиации выполнял задание по доставке десантно-съёмочной группы 141-й экспедиции в количестве 4 человек и 640 кг груза в район полярной станции Амбарчик (3 км южнее).
Фактическая погода в районе станции была: обачность 4/0 перистая, высоко-кучевая, видимость более 25 км, ветер 240° 8м/с, давление 758 мм рт.ст., температура воздуха +22°. Погода по маршруту соответствовала минимуму полётов по данному району. Полётный вес и центровка не превышала установленных норм.
Командир вертолета, прилетев в район высадки десантной группы экспедиции, не осмотрев местность с воздуха для подбора посадочной площадки, обеспечивающей требованиям безопасной посадки вертолета, сразу пошёл на посадку (только сделав доворот против ветра) на явно непригодную площадку размером 3,5м шириной, вытянутой среди нагромождения камней высотой 2-2,5м каменной осыпи на склоне сопки высотой 286 м, хотя на удалении 300м от места посадки были ровные тундровые поля с сухой поверхностью, посадка на которых обеспечивала полную безопасность. На правом сидении находился штурман АЭ, который пассивно отнёсся к выбору посадочной площадки и не предупредил командира вертолета не производить посадку на явно не пригодную площадку. Бортмеханик находился сзади экипажа. Имея большой опыт в подборе площадок с воздуха и посадки на них, отнёсся безучастно и не подсказал командиру, что данная площадка явно не предназначена для посадки вертолета.
Погасив скорость, командир вертолета стал приземляться на узкую полосу мелкого камня шириной 3,5 м. Когда вертолет коснулся земли, бортмеханик вышел из вертолёта с целью осмотра площадки. Обнаружив, что левое основное колесо сползает в углубление, решил предупредить командира вертолета. Почувствовав левый крен, командир вертолета не удержал вертолет во взвешенном состоянии и или режиме висения и, не дождавшись сигнала бортмеханика, резко взял ручку «шаг-газ» вверх, тем самым затяжелил НВ, отжал ручку циклического шага вперёд, одновременно нажал на кнопку управления триммеров. Нажатием кнопки управления триммеров было зафиксировано положение отклонённой ручки циклического шага на 20° влево. Вертолет во взвешенном состоянии стал перемещаться вперёд с опущенным носом и левым разворотом и, развернувшись по ветру, резко опустил нос. Командир вертолета увеличил «шаг-газ», тем самым перезатяжелил винт. Вертолет зацепился за камни, оторвал левую переднюю ногу шасси, пополз по каменным глыбам высотой 2-2,5м и потерпел аварию.
Расследованием установлено, что командир вертолета был назначен на дежурство в период паводка без достаточной тренировки для работы на режиме висения. Выявлены недостатки в организации летной работы в АЭ. Зам к-ра АЭ накануне происшествия проверял КВС, но не отметил в лётной книжке состояние его техники пилотирования. Во время расследования командир вертолета вёл себя не искренне, пытаясь ввести комиссию в заблуждение.
|