Экипаж 76 летного отряда выполнял полет по маршруту Инта - Кушор - Инта с целью обслуживания НРЭ №1 Ухтинского геологоразведочного управления. На борту находился груз углещелочного реагента (УЩР) и продуктов питания весом 2411,6 кг и сопровождающая груз.
Фактическая погода в а/п Инта в момент взлета была: облачность 8/0 баллов верхняя, видимость более 10 км, тихо, давление 744 мм рт.ст., температура -36°С, влажность 70%.
Характерной особенностью условий руления и взлета в это время было создание сильного снежного вихря от струи несущего винта вертолета.
В 09:44 мск экипаж приступил к выполнению взлета. Выполнив контрольное висение на высоте 3 м и раздув снег, КВС начал разгон вертолета. В процессе разгона вертолет внезапно попал в сильный снежный вихрь, в котором КВС потерял визуальный контакт с землей. Вместо того, чтобы продолжить взлет, пилотируя по приборам, как рекомендует РЛЭ Ми-8, командир вертолета пытался в этих условиях, при отсутствии ориентиров на заснеженной ВПП, установить визуальный контакт с землей. Увидев ориентир (ёлку на левой стороне ВПП), он принял решение прекратить взлет и завис вблизи этого ориентира. Для гашения поступательной скорости (около 20 км/ч) КВС резко взял ручку циклического шага на себя, но вертолет не остановился вблизи ориентира, а продолжал двигаться по инерции вперед. В усиливающемся вихре командир вертолета потерял ориентир, который в этот момент был уже позади и левее. Пытаясь приблизиться к ориентиру, КВС еще больше взял ручку циклического шага на себя и увеличил шаг-газ, опасаясь столкновения с землей. Резкое взятие ручки циклического шага и увеличение углов установки несущего винта привело к созданию больших углов тангажа и затяжелению несущего винта. КВС окончательно потерял пространственное положение, пытаясь отыскать ориентир, за показаниями приборов не следил. Вертолет с большим углом тангажа, перемещаясь назад со снижением, ударился хвостовой опорой, а затем хвостовым винтом о поверхность ГВПП. От удара хвостовая опора, хвостовой винт и концевая балка разрушились. В результате полученных повреждений вертолет начало вращать влево. КВС выбросило из сиденья, бортмеханика и второго пилота на своих местах прижало к правому борту. Неуправляемый вертолет продолжал вращение, ударяясь лопастями несущего винта о поверхность ГВПП, от чего те стали разрушаться. Затем лопасти НВ ударили по хвостовой балке, что привело к ее разрушению вместе с валом трансмиссии, изгибу оставшейся части вала, который при вращении разрушил расходный бак. В результате разлившееся топливо проникло в грузовую кабину и вызвало пожар, из-за которого взорвался дополнительный топливный бак емкостью 915 литров.
После падения вертолета на землю (на нижнюю часть фюзеляжа) и покидания пилотской кабины получившие легкие ушибы члены экипажа не смогли спасти служебную пассажирку из-за сильного огня.
|