Экипаж 164 летного отряда выполнял внетрассовый полет на гравиметрическую съемку с оперативной точки Газалкент в район озера Ихнач. Полет производился по заявке заказчика - геофизической партии №17 НПО «Союзгеофизика».
Взлет с ОТ Газалкент произведен в 04:20 мск. На борту находилось 4 командированных из Москвы специалиста заказчика. В 04:50 была произведена последняя посадка на метеостанции Пскем, где с целью уменьшения полетной массы была снята 500 литровая бочка с керосином. Взлет произведен в 04:54. У озера Ихнач для работ по замеру состояния атмосферы был высажен один служебный пассажир (геофизик). После высадки геофизика экипаж облетел 4 геофизические точки. 6-й точкой посадки в данный день была гравиметрическая точка на вершине гребня отрога Пскемского хребта, расположенная на высоте 3000 м на расстоянии 27,5 км с азимутом 80° от н.п. Пскем, в районе русла реки Чиралма (41°58’ СШ, 70°42’ ВД). Размеры площадки составляли 40 м в длину и 1-6 м в ширину. При выборе в запланированном районе места высадки на вертолете было выполнено два контрольных захода с целью определения условий захода на выбранную с воздуха вершину гребня. Маневр захода на место посадки осуществлял проверяющий, ст. пилот-инструктор ЛШО УзУГА (с правого сиденья). Заход на посадку производился с МК=200°. За 5-7 секунд до подлета к гребню (за 30-40 м) вертолет попал в нисходящий поток воздуха. Экипаж, стремясь не допустить просадки вертолета, использовал взлетный режим работы двигателей с увеличением тангажа до 8°, однако желаемого эффекта не получил. Вертолет коснулся склона левой частью переднего колеса ниже вершины гребня на 80 см, что привело к энергичному изменению углового положения вертолета (тангаж на кабрирование увеличился до 13°) и сопровождалось уменьшением оборотов несущего винта до 90%. За счет этого кратковременного увеличения тяги экипажу удалось отделить вертолет от земли и переместить его с правым креном на вершину гребня. После такого перемещения вертолета произошло его второе грубое касание о землю (на 17-й секунде после первого удара), на этот раз колесами основного шасси. Второе касание и возможная попытка экипажа удержать вертолет на вершине гребня за счет использования тормозов привело к разрушению переднего шасси, что сопровождалось клевком вертолета (угол тангажа на пикирование увеличился до 20°) и увеличением правого крена до 13,5°. Одновременно с этим была предпринята попытка сохранить обороты несущего винта путем сброса шага до 10,3°. При этом обороты в течение 1,5 секунды оставались равными 90%. Однако, видя, что вертолет энергично опускает нос, шаг был тут же полностью взят, обороты НВ при этом начали энергично уменьшаться. Удержать и сбалансировать вертолет на вершине гребня или вертикально отделить его от земли и уйти с площадки из-за нехватки тяги не удалось и вертолет начал падать под уклон.
При подлете к площадке бортмеханик по команде проверяющего открыл входную дверь. При ударе о верхнюю часть гребня его выбросило через открытую дверь из вертолета. Получив только ушибы, бортмеханик стал спускаться по склону к горевшему внизу вертолету. Сперва он нашел горевшее тело пассажирки. Потушив пламя, он спустился дальше и нашел командира вертолета, стонавшего в бессознательном состоянии. Ниже находился проверяющий. Он был в сознании и на вопрос бортмеханика «Что случилось?» ответил: «Матчасть, отлетались» и велел бортмеханику идти за помощью в Ойгаинг. Семенов помог ему сесть и подложил под голову рубашку. Вернувшись к командиру вертолета, он увидел, что тот больше не подает признаков жизни. Он пошел к проверяющему, но тот уже был мертв. Затем бортмеханик нашел обгоревшие трупы двух служебных пассажиров. Впоследствии бортмеханик спустился вниз с горы и к 22:00 мск вышел к метеостанции (катастрофа произошла в 06:07 мск (09:07 местного времени).
На месте происшествия установлено, что падение вертолета произошло по склону с уклоном 40° с высоты 3000 м до 2250 м. При падении вертолет полностью разрушился и загорелся. Между высотами 3000 м и 2900 м разбросаны обломки лопастей несущего винта. Между высотами 2900 м и 2800 м находились задняя часть грузовой кабины с куском хвостовой балки. На высоте 2800 м - оставшаяся часть хвостовой балки с рулевым винтом. На высоте 2750 м найден главный редуктор Р-8, втулка несущего винта с остатками лопастей и дополнительный топливный бак. Между высотами 2750 м и 2700 м находились трупы погибших. На высоте 2550 м находились остатки пилотской кабины и двигатели. Отдельные части вертолета лежали дальше вниз по склону до высоты 2250 м.
|