Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Алроса в Булунском районе Якутии
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  14 октября 2014 г.
Время:  17:35
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Саха (Якутия), Булунский район, 136 км с азимутом 245° от п.п. Приленск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24506
Авиакомпания:  Алроса
Рейс:  ЯМ-9911
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по заявке ОАО «Алмазы Анабара» по маршруту а/д Полярный - Айхал - п.п. Карат - Жиганск - буровая №3 - буровая №6 (А=234°, удаление 283 км от Тикси) - п.п. Приленск – а/д Тикси для доставки вахты.
    Во время предполетного медицинского осмотра в а/п Полярный дежурный фельдшер не допустила КВС к полету по причине сильного запаха алкоголя изо рта (дальнейшее обследование она провести не смогла, так как КВС ушел). О данном факте она проинформировала и.о. командира вертолетного звена, но не довела информацию до руководителя полетов и не оформила справку об отстранении от полетов. И.о. к-ра звена после получения от фельдшера информации о предполагаемом алкогольном опьянении КВС никаких действий для недопущения его к полету не предпринял. Второй пилот и бортмеханик, зная о состоянии КВС, также никаких действий по предотвращению выполнения полёта не предприняли.
    В 10:10 местного времени вертолет произвел взлет из а/п Полярный на Айхал без отметки о прохождении КВС медицинского контроля и после употребления им спиртных напитков. Экипаж произвел посадки на а/д Айхал, на п.п. Карат и на а/д Жиганск. В этих пунктах производилась загрузка и посадка пассажиров, а в Жиганске – дозаправка вертолета. Контроль за загрузкой, размещением и креплением груза экипажем должным образом не производился.
    Взлет в Жиганске производился в 15:30 с превышением максимально допустимой взлётной массы (примерно на 1000 кг, по расчетам комиссии), что было известно экипажу и привело к необходимости выполнять взлет с коротким разбегом (по-самолетному).
    Службой отдела перевозок а/п Жиганск взвешивание груза не производилось. На борту находилось 3 члена экипажа, 2 авиатехника и 11 пассажиров.
    Полет на п.п. законсервированной буровой №3 (А=230°, удаление 290 км от Тикси) проходил на высоте в пределах 500 – 900 м на приборной скорости от 160 км/ч до 190 км/ч. После набора высоты активное управление вертолётом, по указанию КВС, выполнял второй пилот (общий налет 506 ч). После получения разрешения на посадку экипаж приступил к снижении. Посадочная масса, с учетом выработки топлива, составляла около 11400 кг и превышала допустимую.
    В 17:27 вертолет снизился до геометрической высоты 100 м с приборной скоростью 130 км/ч. На высотах 100 - 170 м второй пилот выполнил два прохода над площадкой с целью выбора места для посадки. После выполнения двух проходов над площадкой, КВС (общий налет 12976 ч, в должности 6176 ч) взял на себя управление вертолётом для выполнения посадки. Он определил точку посадки на открытой местности между вагончиками и сложенными ящиками, выбрав неподготовленную площадку вместо подготовленной, расположенной дальше по курсу захода на посадку. Принимая решение на посадку с массой, превышающей максимально допустимую для фактических условий, КВС нарушил требования п. 5.55 ФАП-128.
    В 17:33:30 КВС вывел вертолёт на предпосадочную прямую на геометрической высоте 170 м и удалении 2500 м от места АП. Вертолет при этом имел
    следующие параметры движения: приборная скорость - 130 км/ч, магнитный курс – 90°˚, общий шаг несущего винта - 7,6°, обороты несущего винта – 96%. После выхода на предпосадочную прямую, КВС, уменьшением общего шага несущего винта до 7°, сохраняя горизонтальный полёт, приступил к торможению вертолёта до скорости 105 км/ч к моменту времени 17:33:40. В интервале 17:33:40 - 17:34:00 вертолет снижался с вертикальной скоростью порядка 4 м/c до высоты 100 м относительно уровня площадки. Вертолет при этом имел приборную скорость 105-100 км/ч, угол тангажа изменялся от минус 2° до 0°, общий шаг несущего винта равнялся 6°, обороты несущего винта – 95%.
    В период времени 17:34:00 - 17:34:27 происходило снижение вертолета с высоты 100 м до 50 м с уменьшением приборной скорости от 100 км/ч до 60 км/ч. Снижение осуществлялось с вертикальной скоростью 2 - 2,5 м/с. Выход вертолета на высоту 50 м произошел на удалении около 600 м от предполагаемого места посадки, что потребовало продолжить полет без снижения.
    В интервале времени 17:34:27 - 17:34:43 вертолет выполнял полет на высоте 50 м, без снижения, на приборной скорости около 60 км/ч. При этом величина общего шага несущего винта равнялась 9°, обороты несущего винта 94-95%. К моменту времени 17:34:43 вертолет находился на удалении около 300 м от места предполагаемой посадки.
    В интервале 17:34:43 - 17:34:54 полет вертолёта проходил по траектории, близкой к траектории, рекомендованной РЛЭ. Вертолет снизился с высоты 50 м до 25 м на удалении примерно 140 м от предполагаемого места посадки. Однако, на этом участке произошло уменьшение скорости полета с 60 км/ч до 30 км/ч, что вызвало переход с режима косой обдувки НВ на осевое обтекание. Мощность двигателя при этом не изменялась, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения до 2,5 м/с. КВС, вопреки рекомендациям РЛЭ, допустил преждевременное уменьшение скорости до 30 км/ч и увеличение вертикальной скорости снижения более 2 м/c. В интервале 17:34:54 - 17:35:00 КВС, пытаясь уменьшить вертикальную скорость, увеличил общий шаг несущего винта с 9,8° до 12,5°, что привело к падению оборотов несущего винта до 90% и увеличению вертикальной скорости снижения. В этом интервале времени скорость вертолета уменьшилась до 20 км/ч. КВС, наиболее вероятно, пытаясь перевести полёт в режим косой обдувки НВ, уменьшил угол тангажа с 7,6° (кабрирование) до – 1,1° (пикирование). Однако, из-за дефицита располагаемой мощности двигателей, вертикальная скорость снижения увеличилась до 6 м/с.
    В 17:35:00 вертолет столкнулся с передвижным домом для проживания (балком) на удалении около 100 м от предполагаемого места посадки (380 м от подготовленной посадочной площадки). Вертолет с креном на правый борт до 45° застрял в проеме между двумя рядами балков, опираясь на землю правым колесом шасси. Хвостовая, концевая балки, рулевой винт и лопасти несущего винта вертолета разрушены. Два пассажира были травмированы упавшим на них незакрепленным грузом (личными вещами).
    В результате авиационного происшествия были значительно повреждены пять передвижных наземных сооружений, принадлежащих Амакинской ГРЭ: три жилых передвижных сооружения, между которыми упал вертолет, и два передвижных сооружения с технологическим оборудованием, расположенные рядом с местом АП (координаты 69°59’43” СШ, 122°47’41” ВД).
    Фактическая погода на месте АП: ветер у земли 90° 4-5 м/с, видимость более 4 км, слабый снег, облачность сплошная высотой 400-500 м, температура -5°C.
    Неправильное построение траектории снижения на посадку, проявившееся в ступенчатом снижении и несоразмерных действиях КВС органами управления, наиболее вероятно, могло быть следствием употребления алкоголя. Воздействие алкоголя могло проявиться в изменении психической деятельности КВС, выраженной в неправильной оценке полётной ситуации, смене заторможенности и возбуждения, нарушении двигательной (моторной) реакции.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 13 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2014/report_ra-24506.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24506
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 15.05.1985
Заводской номер ВС 98520845
Наработка ВС (часы) 21389
Наработка ВС (циклы) 25291
Силовая установка С99211121 С90421232


Сведения о рейсе

Номер рейса ЯМ-9911
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Алроса
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Жиганск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Полярный
Конечный пункт маршрута Тикси


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24506 явились ошибки в расчёте на посадку и технике пилотирования при выполнении посадки с массой, превышающей максимально допустимую, на площадку, подобранную с воздуха. Посадку выполнял КВС, находившийся, наиболее вероятно, в состоянии алкогольного опьянения.
    Способствующими факторами явились:
    - решение КВС о выполнении полёта в состоянии алкогольного опьянения;
    - неудовлетворительная работа фельдшера а/п Полярный в части недоведения информации до РП (диспетчера АДП) об отстранении КВС от выполнения полётов;
    - непринятие мер по запрету вылета со стороны и.о. командира звена после получения информации о выявлении у КВС алкогольного опьянения;
    - неработоспособность системы управления безопасностью полётов в авиакомпании, что сделало возможным вылет вертолёта и выполнение полётного задания под управлением КВС, который не был допущен к полёту;
    - неприятие мер другими членами экипажа по предотвращению выполнения полёта;
    Превышение максимально допустимого веса вертолёта стало возможным из-за оформления отделом перевозок а/п Жиганск сопроводительных документов на рейс без реального взвешивания груза, находившегося в вертолёте.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.