Полет выполнялся для обслуживания заказчика - строительной компании из г. Саяногорск, производящей работы в Тоджинском районе республики Тыва по монтажу снегомерных вышек. Вертолет вылетел из а/п Кызыл 7 октября в район реки Соруг (52°42’ СШ, 94°48’ ВД) для выполнения работ по замеру уровня снега в горно-таежной местности. На борту находилось 3 члена экипажа, 2 авиатехника и 9 пассажиров (из них 3 неоформленных). В данном районе экипаж и пассажиры должны были остаться на ночевку. Кроме снегозамерного оборудования на борт ВС были загружены моторная лодка и бензин. Во время полета экипаж отклонился от намеченного маршрута и производил посадку в точке, расположенной на удалении 225 км от пункта назначения, ложно доложив о посадке в намеченной точке в районе Соруга. После этого экипаж произвел взлет и продолжил полет до намеченной точки. После посадки в точке авиационных работ и установки снегозамерного оборудования без доклада экипаж произвел перелет на берег озера Чойган-Холь, где в течение следующего дня использовалась находящаяся на борту моторная лодка.
Запланированный на 9 октября обратный полет в а/п Кызыл КВС, после получения прогноза погоды, перенес на 10 октября. Утром 10 октября диспетчеру КДП МВЛ а/п Кызыл поступило несколько звонков по спутниковому телефону, но установить двустороннюю связь не удалось. Диспетчер блиндом передал фактическую погоду а/п Кызыл и по маршруту.
Взлет 10 октября был произведен в 08:57 местного времени. На борту находилось 3 члена экипажа, 2 авиатехника и 9 пассажиров. Решение на вылет по ПВП был принято КВС с нарушением ФАП-128, так как, согласно прогнозу погоды, нижняя граница облачности была 2000 м при превышении рельефа по маршруту не менее 1800 м, горы закрыты, что не обеспечивало установленное расстояние по вертикали от нижней границы облачности и истинную высоту полета по ПВП не менее 300 м. Установить, какая метеоинформация была у КВС при принятии решения на вылет, не удалось.
В 09:17 экипаж доложил радиооператору а/п Кызыл о вылете из района р. Соруг на аэродром Кызыл, о полете на безопасной высоте 1850 м по минимальному приведенному давлению 772 мм рт.ст. и расчетном времени прибытия в а/п Кызыл в 11:00. Радиооператор дал указание доложить вход в зону. В расчетное время вертолет в пункт назначения не прибыл, экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
Организованные поиски вертолета, с использованием авиации и наземных групп, которые велись в малонаселенной заснеженной горно-таежной местности более месяца, результатов не дали.
7 августа 2015 г. с воздуха экипажем вертолета, производившего полет по патрулированию лесных массивов от пожаров, на северном склоне горы Тумат-Тайга в Кызыльском районе (верховья реки Улуг-О, 109 км с А=68° от КТА Кызыла) замечены обломки вертолета, на которых видна надпись "Тува-авиа".
К месту предполагаемого обнаружения вертолета была выслана оперативная группа МЧС. Ими были обнаружены обломки вертолета Ми-8 RA-24614 и останки погибших (судебно-медицинская экспертиза впоследствии подтвердила обнаружение всех 14 погибших). Вертолет разрушен и сгорел. Обломки находятся на покрытом каменистой осыпью склоне горы крутизной до 45°, на высоте 2371 м (52°01'44,42" СШ и 95°48'22,30" ВД).
Комиссия установила, что после взлета полет проходил общим курсом 247° в направлении на а/п Кызыл. GPS-приемник был настроен на координаты озера Азас, расположенного примерно на прямом курсе полета на Кызыл. Задатчик радиовысотомера на 80% истинной безопасной высоты для полета в горном районе (240 м), в нарушение РЛЭ, установлен не был. Через 15 минут полета видимость по маршруту стала ухудшаться. Фактически, экипаж установленную высоту 1850 м не набирал, дальнейший полет выполнялся, преимущественно, со снижением с набранной высоты 1500 м. В 09:25 КВС принял решение продолжить полет вдоль речки Азас, которая впадает в озеро Азас, для чего довернул вертолет вправо на путевой курс 270° с небольшим набором высоты. Через минуту курс был изменен на 230° на неподписанное на карте оз. Белиг-Холь, при этом речка Азас оставалась справа. После пролета этого озера КВС вернулся к курсу 260° на оз. Азас. Не долетая 20 км до озера, второй пилот настроил GPS-приемник на а/п Кызыл и всю дальнейшую информацию о местоположении докладывал относительно аэродрома. Дальнейший полет пролегал через перевалы, однако экипаж маршрут через перевалы не прокладывал, навигационный расчет не выполнял. Полет проходил в условиях улучшившейся видимости, с контролем местонахождения вертолета по наземным ориентирам. В то же время имевшееся превышение рельефа по курсу полета на Кызыл до 1600 м требовало изменение курса для продолжения полета по ПВП. Экипаж принял решение выполнять полет вдоль дороги. В этот момент видимость резко ухудшилась. Экипаж, встретив на маршруте метеорологические условия, не позволяющие продолжать полёт по ПВП, не прекратил выполнение задания, не ушёл на запасной аэродром и не произвёл посадку на площадку, подобранную с воздуха, согласно ФАП-128. После пролета озера Азас и до 09:53 полет осуществлялся с постепенным уменьшением высоты с 1350 м до 1150 м, при этом средняя истинная высота составляла около 220 м и основное направление полета было на аэродром Кызыл. Последующий полет, ввиду ограниченной видимости, осуществлялся над дорогой Кызыл – Тоора-Хем. При этом экипаж, по крайней мере, второй пилот (судя по записи переговоров экипажа) начал терять ориентировку. После пролета в 09:56:21 Мюнского перевала на истинной высоте 80 м экипаж в условиях плохой видимости потерял дорогу. Попытка ее обнаружить результатов не дала. Вертолет в левом развороте пересек дорогу, но экипаж заметить этого не смог. Впереди по курсу находился горный хребет высотой до 1900 м. Это потребовало выполнения правого разворота для прохода по ущелью. Пролет ущелья произведен в 10:00. После этого полет с постепенным набором высоты выполнялся вдоль расположенного слева горного хребта с вершинами значительно выше высоты полета. В дальнейшем, испытывая значительные трудности в установлении визуального контакта с земной поверхностью, экипаж изменил истинный курс полета на 266° (с 227° до 133°), высота полета увеличилась с 2000 м до 2250 м.
Дальнейший полет, вероятнее всего, проходил с набором высоты левым разворотом до достижения курса 248° в направлении аэродрома Кызыл. Столкновение со склоном горы произошло на высоте 2371 м над уровнем моря в правом развороте и наборе высоты в управляемом полете, в условиях сплошной облачности, наиболее вероятно, около 10:05 (точное время не установлено в связи с прекращением записи GPS-приемника в 10:03:03).
|