Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ми-1 и Ми-4 Якутского УГА в районе Батагая
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 мая 1970 г.
Время:  21:57
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Верхоянский район, площадка Борулах
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-35295
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Батагайский ОАО
 


Описание
    Пилот вертолета Ми-1 288 летного отряда Маганского ОАО Лемин (здесь и далее все фамилии изменены) в составе звена вертолетов Ми-1, базировавшегося в пос. Борулах (в 70 км от а/п Батагай), выполнял задания по обслуживанию геологической экспедиции. Здесь же базировался вертолет Ми-4 274 летного отряда Батагайского ОАО, на котором командир вертолета Лавренин со своим экипажем выполнял такую же работу.
    В 14:00 мск (21:00 местного времени) пилот Лемин произвел посадку на площадке Борулах, доложив в а/п Батагай об окончании работы. После ужина в столовой пилот Лемин взял на борт авиатехника Берсеньева, рабочего экспедиции и 15-ти летнего местного подростка с целью их катания и произвел взлет для перелета на заправку, расположенную в 3 км от площадки. Заправив вертолет и произведя взлет с теми же пассажирами на борту, пилот на высоте 20-25 м перелетел к поселку Борулах и на малой высоте (15-20 м), из хулиганских побуждений, стал выполнять над поселком недозволенные эволюции. Не следя за воздушной обстановкой, Лемин не заметил заходившего на посадку вертолета Ми-4, пилотируемого Лаврениным, который также не проявил должной осмотрительности. Лишь в последний момент экипаж вертолета Ми-4 заметил приблизившийся вплотную вертолет Ми-1, однако предотвратить столкновение оказалось невозможным.
    Вертолет Ми-1 догнал Ми-4 со стороны нижней задней полусферы и ударил несущим винтом по фюзеляжу. В момент удара лопастями НВ было перебито бензопитание вертолета Ми-4. Вертолет Ми-1 полностью снес себе обшивку лопастей НВ, упал на землю с большой поступательной и вертикальной скоростями, разрушился и сгорел. Пилот Лемин, авиатехник Берсеньев и оба пассажира погибли.
    Вертолет Ми-4, возвращавшийся на оперативную точку с гравиметрической съемки, при столкновении получил значительные повреждения, произвел вынужденную посадку с остановившимся двигателем, во время которой опрокинулся на правый борт и получил дополнительные разрушения. Экипаж и 1 служебный пассажир невредимы, второй служебный пассажир получил резаную рану ноги. Вертолет ремонту не подлежит.
    Судебно-медицинская экспертиза алкоголя в организме пилота Лемина не обнаружила.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0+4


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35295
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.08.1964
Заводской номер ВС 07165
Наработка ВС (часы) 3445
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9915089


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Батагайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     При расследовании выявлены грубейшие нарушения порядка и дисциплины в находившемся в Борулахе звене вертолетов Маганского ОАО. Обычным явлением были пьянство летного и технического состава, грязь и беспорядок в общежитиях и пилотской комнате, не раз использовавшейся для распития спиртных напитков, отсутствие какой-либо предполетной подготовки и послеполетных разборов.
    Ни заместитель командира Маганского ОАО по летной службе, ни командир 288 летного отряда ни разу не проверили состояние дел в откомандированном звене, а командование Батагайского ОАО, у которого под боком находились маганские вертолеты, не сочло нужным взять это звено под свой контроль.
    Заместитель командира 288 ЛО по политической части дважды прилетал в Борулах, но в обоих случаях никаких недостатков не заметил.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    - воздушное хулиганство над поселком, связанное с катанием пассажиров;
    - неудовлетворительная организация летной работы в 288 ЛО, отсутствие должного контроля за работой экипажей, формальный подход к подбору и расстановке экипажей на оперативные точки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.