|
|
|
Столкновение Ми-1 и Ми-4 Якутского УГА в районе Батагая |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 18 мая 1970 г.
Время: 21:57
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Верхоянский район, площадка Борулах
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-35295
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Батагайский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот вертолета Ми-1 288 летного отряда Маганского ОАО Лемин (здесь и далее все фамилии изменены) в составе звена вертолетов Ми-1, базировавшегося в пос. Борулах (в 70 км от а/п Батагай), выполнял задания по обслуживанию геологической экспедиции. Здесь же базировался вертолет Ми-4 274 летного отряда Батагайского ОАО, на котором командир вертолета Лавренин со своим экипажем выполнял такую же работу.
В 14:00 мск (21:00 местного времени) пилот Лемин произвел посадку на площадке Борулах, доложив в а/п Батагай об окончании работы. После ужина в столовой пилот Лемин взял на борт авиатехника Берсеньева, рабочего экспедиции и 15-ти летнего местного подростка с целью их катания и произвел взлет для перелета на заправку, расположенную в 3 км от площадки. Заправив вертолет и произведя взлет с теми же пассажирами на борту, пилот на высоте 20-25 м перелетел к поселку Борулах и на малой высоте (15-20 м), из хулиганских побуждений, стал выполнять над поселком недозволенные эволюции. Не следя за воздушной обстановкой, Лемин не заметил заходившего на посадку вертолета Ми-4, пилотируемого Лаврениным, который также не проявил должной осмотрительности. Лишь в последний момент экипаж вертолета Ми-4 заметил приблизившийся вплотную вертолет Ми-1, однако предотвратить столкновение оказалось невозможным.
Вертолет Ми-1 догнал Ми-4 со стороны нижней задней полусферы и ударил несущим винтом по фюзеляжу. В момент удара лопастями НВ было перебито бензопитание вертолета Ми-4. Вертолет Ми-1 полностью снес себе обшивку лопастей НВ, упал на землю с большой поступательной и вертикальной скоростями, разрушился и сгорел. Пилот Лемин, авиатехник Берсеньев и оба пассажира погибли.
Вертолет Ми-4, возвращавшийся на оперативную точку с гравиметрической съемки, при столкновении получил значительные повреждения, произвел вынужденную посадку с остановившимся двигателем, во время которой опрокинулся на правый борт и получил дополнительные разрушения. Экипаж и 1 служебный пассажир невредимы, второй служебный пассажир получил резаную рану ноги. Вертолет ремонту не подлежит.
Судебно-медицинская экспертиза алкоголя в организме пилота Лемина не обнаружила.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
2 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-35295 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.08.1964 |
Заводской номер ВС |
07165 |
Наработка ВС (часы) |
3445 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9915089 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Батагайский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
При расследовании выявлены грубейшие нарушения порядка и дисциплины в находившемся в Борулахе звене вертолетов Маганского ОАО. Обычным явлением были пьянство летного и технического состава, грязь и беспорядок в общежитиях и пилотской комнате, не раз использовавшейся для распития спиртных напитков, отсутствие какой-либо предполетной подготовки и послеполетных разборов.
Ни заместитель командира Маганского ОАО по летной службе, ни командир 288 летного отряда ни разу не проверили состояние дел в откомандированном звене, а командование Батагайского ОАО, у которого под боком находились маганские вертолеты, не сочло нужным взять это звено под свой контроль.
Заместитель командира 288 ЛО по политической части дважды прилетал в Борулах, но в обоих случаях никаких недостатков не заметил.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы явились:
- воздушное хулиганство над поселком, связанное с катанием пассажиров;
- неудовлетворительная организация летной работы в 288 ЛО, отсутствие должного контроля за работой экипажей, формальный подход к подбору и расстановке экипажей на оперативные точки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|