В день происшествия экипаж 133 летного отряда стоял в плане по маршруту Бодайбо - Янгуда - Муя - Парамские Пороги - Бодайбо, время вылета 00:00 мск. Однако, по договоренности с начальником Сюльбанской геологической партии, имеющей договор с Бодайбинским ОАО на выполнение вертолетных работ, КВС принял решение произвести транспортно-связной полет по маршруту Бодайбо - Усть-Урях для доставки груза и пассажиров геологической партии. Пройдя медконтроль в 23:22 мск, в нарушение требований НПП ГА-78, вместо предполетной подготовки экипаж занялся организацией доставки груза к вертолету, уговорил начальника караула а/п Бодайбо пропустить на территорию аэропорта автомашину с грузом и людьми для доставки их на п.п. Усть-Урях, посадка на которую не была предусмотрена суточным планом полетов и заданием на полет. Груз и пассажиры не были оформлены. Самовольное изменение командиром вертолета задания на полет является нарушением требований НПП ГА-78. Диспетчер а/п Бодайбо, также в нарушение требований НПП ГА-78, изменил суточный план полетов и выдал экипажу диспетчерское разрешение на полет до п.п. Усть-Урях. Второй пилот нарушениям командира не препятствовал, принял к перевозке неоформленный груз и пассажиров без сопроводительной загрузочной ведомости, взлетную массу рассчитал неправильно (в журнале принятия решения на вылет записал 11000 кг, в задании на полет - 11632 кг, фактическая взлетная масса составляла 11645 кг), а центровку вообще не рассчитывал.
На борт были взяты 5 пассажиров и груз: 756 кг взрывчатых веществ «граммонит» и 370 кг снаряжения.
Взлет произведен в 00:42 мск (05:42 местного времени). От взлета до посадочной площадки Усть-Урях, расположенной на вершине горы на высоте 970 м над уровнем моря в горной местности, покрытой лесом (координаты 56°59’ СШ, 116°06’ ВД), полет проходил без отклонений. При подлете к посадочной площадке оказалось, что нижняя площадка залита водой и посадку необходимо производить на верхней площадке на высоте 970 м. В нарушение РЛЭ Ми-8 второй пилот не произвел перерасчет посадочной массы. Предпосадочную подготовку экипаж не провел и не выполнял контрольную карту обязательных проверок, площадку не осматривал, неправильно выбрал направление посадки. Заход на посадку выполнялся с отклонением от методики, рекомендованной РЛЭ, и не по оптимальной глиссаде, с превышением на 270 кг посадочной массы.
Размеры площадки 30х40 м, с трех сторон она окружена крутыми склонами, с западной стороны, на удалении 300 м - гора.
Пройдя над посадочной площадкой на высоте 100 м с МК=140°, экипаж приступил к заходу на посадку левым разворотом со снижением, с выходом на посадочный курс 300°. Такое направление захода на посадку не обеспечивало безопасный уход на второй круг, на посадочной прямой на вертолет воздействовал попутно-боковой ветер 1-3 м/с. На предпосадочной прямой в процессе гашения скорости вертолет начал самопроизвольно снижаться. КВС увеличил общий шаг несущего винта и перезатяжелил его. Вертолет приземлился на склоне горы с вертикальной скоростью около 2-3 м/с, затем отделился и, вращаясь влево с перемещением вправо, задел лопастями несущего винта о землю и остановился в 30 м от посадочной площадки. Одной из сломанных лопастей несущего винта был разрушен фонарь кабины и левый двигатель, вследствие чего на левом двигателе возник пожар, который принятыми мерами ликвидировать не удалось. Вертолет полностью сгорел. КВС погиб от удара по голове, вероятно, обломком лопасти НВ, второй пилот и бортмеханик получили ранения, пассажиры не пострадали. Катастрофа произошла в 01:45 мск (06:45 местного времени).
|