|
|
|
Катастрофа Ми-4 Дальневосточного УГА в районе Джигды |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 июля 1975 г.
Время: 15:47
Страна: СССР
Место происшествия: Хабаровский край, Аяно-Майский район, 1,5 км северо-восточнее села Джигда
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-35256
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 144 летного отряда выполнял в июле месяце полеты для нужд геолого-съемочной экспедиции ДВТГУ с временным базированием на посадочной площадке Батомга. В день происшествия экипаж получил заявку от начальника партии на выполнение полета в а/п Нелькан с целью выяснения причин гибели и поиска трупа утонувшего работника этой экспедиции. Прибыв в Нелькан, экипаж заправил вертолет бензином и маслом и через 3…3,5 часа после прилета получил задание на поиск трупа утонувшего в 10-15 км юго-западнее пос. Нелькан на реке Мая. В целях более эффективного осмотра русла и кос реки Мая, КВС взял на борт 5 пассажиров - двух работников экспедиции, участкового милиционера, авиатехника и авиамоториста. Не проводя должной предполетной подготовки к данному полету и не потребовав от членов поисковой группы пристегнуться привязными ремнями, экипаж в 08:22 мск произвел взлет для выполнения задания.
Фактическая погода была: ясно, видимость более 10 км, ветер северо-западный 3-5 м/с.
После взлета, набрав высоту 50-60 м, командир вертолета дал команду бортмеханику уступить место в пилотской кабине лейтенанту милиции, знавшему (со слов очевидцев) район нахождения трупа утопленника. Весь полет выполнялся на высоте 50-60 м, вдоль реки Мая. В течение всего полета пилотировал КВС. Второй пилот выполнял обязанности бортмеханика и детальную ориентировку в данном полете не вёл.
Через 25 минут полета КВС заметил на косе реки Мая непонятный предмет и для лучшего осмотра снизил вертолет на недопустимо малую высоту. В момент снижения вертолет одновременно несущим и хвостовым винтами столкнулся с двумя проводами тросовой проводки телефонно-телеграфной линии диаметром 5,5 мм, натянутыми через реку Мая на высоте 15 м в 1,5 км северо-восточнее н.п. Джигда. О существовании данной телефонно-телеграфной линии экипаж знал и на полетной карте имеется ее обозначение. В полете ни КВС, ни второй пилот счислением пути по дальности и времени не занимались, увлёкшись визуальным осмотром реки.
Лопасти хвостового винта и частично несущего винта в момент удара о провода разрушились. Концы тросов намотались на втулку хвостового винта. Неуправляемый вертолет сделал 8-10 оборотов, упал на песчаную косу, разрушился и загорелся. Находившиеся в грузовой кабине непристегнутые пассажиры и бортмеханик были выброшены из вертолета. Зам. начальника по хозяйственной части Мегейского отряда экспедиции ДВТГУ получил тяжелые травмы и через 2 часа скончался в больнице пос. Нелькан. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ушибы и легкие ранения. Им удалось ликвидировать пожар в отсеке двигателя.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
5 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-35256 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
19.05.1964 |
Заводской номер ВС |
05160 |
Наработка ВС (часы) |
7291 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б92171688 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Поисково-спасательный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Нелькан |
Пункт назначения |
Нелькан |
Начальный пункт маршрута |
Нелькан |
Конечный пункт маршрута |
Нелькан |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с тросовой проводкой телефонно-телеграфной линии передач, натянутой на высоте 15 м.
Основной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований п. 2.5.2 НПП ГА-71, выразившееся в неудовлетворительном проведении предполетной подготовки к данному полету, п.5.7.4 и 5.4.4 НШС ГА-73, выразившееся в неведении в полете детальной ориентировки и п. 5.4.2 РЛЭ Ми-4, выразившееся в нарушении безопасной высоты полета.
Происшествию способствовало отсутствие маркировки линии связи, проходящей через реку Мая.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|