Экипаж 331 летного отряда выполнял полет по обслуживанию 165 экспедиции геодезии и картографии по маршруту: Ларьяк - точка №1 (40 км полета, курс 212°) - точка №2 (15 км полета, курс 202°) - Ларьяк (55 км полета, курс 30°). Расчетное время полета составляло 48 минут, потребное количество топлива 180 кг.
Прогноз погоды перед вылетом экипажа был летным: по маршруту Ларьяк - кв.160 - кв.161 с 5 до 13 часов мск - облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 4-7 баллов кучевая, слоисто-кучевая 400-600 м, кратковременный дождь, видимость 6-10 км. Прогноз погоды по п.п. Ларьяк с 6 до 10 часов предусматривал: обл. 10 б, слоистая 200-300 м, кратковременный дождь, видимость 6-10 км; с 10 до 13 часов - 7-10 б. сл-куч., куч.-дожд 400-600 м, кратковременный дождь, видимость 6-10 км.
Взлет в Ларьяке произведен в 06:38 при фактической погоде: облачность 10/10 слоистая, 210 м по прибору, видимость 10 км, тихо. При взлете на борту находилось около 400 кг топлива. При выполнении полета посадка на площадку №1 не производилась из-за ухудшившихся метеоусловий, полет был продолжен до точки №2, где произведена посадка в 07:23.
Взлет на Ларьяк произведен в 07:28. На борту находилось 5 пассажиров и 464 кг груза. Погода в районе полета начала резко ухудшаться: на борт был передан корректив к прогнозу погоды по маршруту с 8 до 10 часов - обл. 5-10 б., верхняя, средняя, 7-10 б. разорв-слоистая 100-200 м, дымка, видимость 2-4 км, и по п. Ларьяк - 7-10 б. разорв.-сл. 150-200 м, дымка, видимость 2-4 км. Диспетчер-информатор п.п. Ларьяк передал также фактическую погоду в Ларьяке за 07:30 - облачность высотой 90 м, 10 баллов, слоистая. КВС принял безрассудное решение продолжать полет при метеоусловиях хуже личного минимума (100х1000х18 м/с), дал команду второму пилоту выключить барограф, снизился до высоты 50-60 м и направился в н.п. Сосновый Бор, расположенный дальше Ларьяка на 75 км. При пролете траверза Ларьяка с остатком топлива 150-120 литров бортмеханик сказал командиру: «Зачем туда лезть, когда надо заправиться - пошли в Ларьяк», на что КВС ответил: «Погода не позволяет» и потребовал от второго пилота точного определения места относительно Ларьяка и Соснового Бора. В это время загорелось табло критического остатка топлива. Дальнейший полет выполнялся вдоль реки Сабун на высоте 50-60 м при низкой облачности и ограниченной видимости. Бортмеханик и второй пилот советовали командиру возвратиться и произвести посадку в Ларьяке, но он упорно продолжал следовать в Сосновый Бор.
В 07:52 на запрос диспетчера-информатора Ларьяка об условиях полета КВС дал безответственный и неконкретный ответ: «Фактическая погода соответствует прогнозируемой». Понимая, что топливо может кончиться в любой момент, бортмеханик и второй пилот начали настоятельно требовать от командира произвести посадку на берег реки Сабун. В последний момент бортмеханик показал площадку на берегу реки и крикнул: «Садись здесь немедленно!». КВС резко ввёл вертолет в левый разворот. Двигатель начал давать перебои в работе, обороты НВ начали уменьшаться и вертолет перешел на снижение. КВС пытался произвести посадку на лес, но в 08:10 мск вертолет столкнулся с деревьями высотой 20-25 м и с правым креном, разрушаясь, упал на землю. КВС и второй пилот погибли, бортмеханик и пассажиры получили ранения и ушибы.
|