Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к НПК "ПАНХ" в аэропорту Геленджик
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 2014 г.
Время:  15:27
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Геленджик
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24255
Авиакомпания:  НПК "ПАНХ"
 


Описание
    Экипаж выполнял тренировку по проносу баннера (флага) холдинга «Вертолеты России» на внешней подвеске перед церемонией открытия Гидроавиасалона-2014. Задание на полет предусматривало производство вертикальной посадки с высоты 100 м после сброса флага в установленном месте на территории а/п Геленджик. Посадка планировалась на РД, свободную от препятствий, поэтому необходимости выполнять вертикальную посадку с высоты 100 м не было.
    Взлет с аэродрома Геленджик был произведен в 15:04. После выполнения полета с флагом по установленному маршруту экипаж вышел на аэродром «Геленджик» и в 15:26 произвел сброс флага на летное поле, на удалении около 200 м от предполагаемого места посадки на РД. После отцепки флага КВС начал перемещение вертолета к месту предполагаемой посадки хвостом вперед. При этом вертолет имел тенденцию к набору высоты при увеличении поступательной скорости до 40 км/ч. Для сохранения высоты полета КВС плавно уменьшал общий шаг НВ с 9,7° до 6°, что привело к возникновению «дефицита» шага НВ порядка 3° (по сравнению с величиной НВ около 9°, необходимой для режима висения вертолета).
    При подлете вертолета к месту посадки, на высоте около 80 м, КВС, с целью гашения поступательной скорости, энергично увеличил угол тангажа на пикирование. Вертолет затормозился до скорости 25 км/ч, снижаясь с вертикальной скоростью около 2 м/с. В этот момент КВС начал увеличение общего шага НВ. С увеличением общего шага НВ начали уменьшаться его обороты. Движение вертолета хвостом вперед прекратилось. Вертикальная скорость снижения ВС увеличилась до 6 м/с и продолжала расти. Параметры движения ВС и динамика их изменения указывают на возможность его попадания к этому моменту в режим «вихревого кольца». Экипаж не предпринимал попыток вывода вертолета из «вихревого кольца» указанным в РЛЭ вертолета методом (разгоном поступательной скорости созданием вертолету отрицательного угла тангажа -5…-10°). КВС продолжал увеличивать общий шаг НВ, доведя его до 10°, что привело к уменьшению оборотов НВ до 91% на высоте около 50 м (вертикальная скорость снижения в этот момент была более 8 м/с).
    Дальнейшее увеличение командиром ВС общего шага НВ из-за низкой приемистости двигателей вызвало уменьшение оборотов несущего винта до 88,9%.
    Наиболее вероятно, КВС в этот момент выполнил попытку перемещения рычагов раздельного управления двигателями вверх с целью вывода двигателей на повышенный режим работы. Перед приземлением КВС удалось стабилизировать обороты НВ на уровне 90% и уменьшить вертикальную скорость снижения до 5 - 6 м/с.
    В 15:27:04 вертолет с вертикальной скоростью снижения 5,5…6 м/с, углом тангажа +6°, без крена и поступательной скорости грубо приземлился на РД (между перроном аэропорта и входным торцом ВПП 19). После удара вертолет отделился от земли с разрушением и отделением хвостовой балки и переходом в неуправляемое левое вращение. При повторном ударе о поверхность РД произошло дальнейшее разрушение конструкции вертолета и взрыв топливных баков. Вертолет частично сгорел. КВС и бортмеханик погибли, второй пилот скончался в больнице от ожогов через 1 сутки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2014/report_ra-24255.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24255
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 04.08.1987
Заводской номер ВС 98734093
Наработка ВС (часы) 4974
Наработка ВС (циклы) 7763
Силовая установка С97111084 С93111229


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Демонстрационный
Авиакомпания НПК "ПАНХ"
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Геленджик
Пункт назначения Геленджик
Начальный пункт маршрута Геленджик
Конечный пункт маршрута Геленджик


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы
    • Выполнение вертикальной посадки с высоты 100 м, указанной КВС в программе демонстрационного полета, согласно п. 4.5.2.1 РЛЭ вертолета Ми-8 разрешается только в случае невозможности снижения с поступательной скоростью из-за наличия препятствий или при специальном применении вертолета. В данном случае необходимости в ее выполнении не было. Заключением Комитета по полетам экипаж был допущен к полетам на авиашоу в соответствии с представленной командиром ВС программой, предусматривавшей выполнение «вертикальной посадки со 100 м», без учета положений п. 4.5.2.1 РЛЭ Ми-8Т.
    • РЛЭ вертолета Ми-8Т не содержит запрещения выполнения полета хвостом вперед и ограничений по его выполнению. В то же время, в РЛЭ не раскрываются особенности поведения вертолета при выполнении таких полетов, отсутствуют какие-либо предупреждения и рекомендации по технике пилотирования. Таким образом, выполнение этого сложного элемента полета в Руководстве не регламентировано и не описано, данный элемент полета экипажами не отрабатывается, пилоты не знают порядок и особенности его выполнения.
    • Уменьшение шага НВ, предпринятое командиром ВС с целью предотвращения набора высоты в процессе полета хвостом вперед, привело к возникновению «дефицита» шага НВ порядка 3° (по сравнению с величиной, необходимой для режима висения вертолета) и вызвало избыточное дросселирование двигателей.
    • Интенсивный темп изменения тангажа вертолета на пикирование с целью торможения и резкое гашение скорости до околонулевых значений привели, в силу указанного «дефицита» шага, к возникновению недостатка тяги винта при переходе в режим висения и началу снижения вертолета. Расчеты показали, что за счет значительного отрицательного угла тангажа в этот момент составляющая скорости воздушного потока, нормальная плоскости НВ, достигала -4 м/с.
    • Увеличение командиром ВС общего шага НВ из-за низкой приемистости двигателей вызвало уменьшение оборотов НВ и интенсивный рост вертикальной скорости снижения до величины, значительно превышающей рекомендованные РЛЭ вертолета Ми-8 значения. Параметры движения ВС указывают на его попадания в режим «вихревого кольца».
    • Полеты на каждом типе вертолета (всего 5 типов) КВС выполнялись с достаточно большими перерывами, что могло отрицательно сказаться на качестве техники пилотирования, тем более, что каждый тип вертолета имеет свои конструктивные и аэродинамические особенности.
    • Согласно выводам специалистов МВЗ им. М.Л.Миля, сделанным по результатам анализа проведенного моделирования, наиболее вероятной предпосылкой к неконтролируемому увеличению вертикальной скорости, приведшему в конечном итоге к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца", является «чрезмерно интенсивное перемещение вертолета назад и последующее интенсивное торможение с резким изменением угла тангажа на пикирование».
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение. Причиной авиационного происшествия явилось попадание ВС в режим «вихревого кольца» при выполнении посадки по-вертолетному без использования влияния «воздушной подушки». Попыток вывода из данного режима методом, указанным в РЛЭ вертолета Ми-8Т, экипаж не предпринимал.
    Попадание в режим «вихревого кольца» обусловлено ошибкой КВС при выполнении предпосадочного маневра (полет «хвостом вперед» на скорости до 40 км/ч), описание выполнения которого в РЛЭ вертолета отсутствует и экипажем не отрабатывалось.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.