|
|
|
Катастрофа Ми-8Т а/к НПК "ПАНХ" в аэропорту Геленджик |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 сентября 2014 г.
Время: 15:27
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Геленджик
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-24255
Авиакомпания: НПК "ПАНХ"
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял тренировку по проносу баннера (флага) холдинга «Вертолеты России» на внешней подвеске перед церемонией открытия Гидроавиасалона-2014. Задание на полет предусматривало производство вертикальной посадки с высоты 100 м после сброса флага в установленном месте на территории а/п Геленджик. Посадка планировалась на РД, свободную от препятствий, поэтому необходимости выполнять вертикальную посадку с высоты 100 м не было.
Взлет с аэродрома Геленджик был произведен в 15:04. После выполнения полета с флагом по установленному маршруту экипаж вышел на аэродром «Геленджик» и в 15:26 произвел сброс флага на летное поле, на удалении около 200 м от предполагаемого места посадки на РД. После отцепки флага КВС начал перемещение вертолета к месту предполагаемой посадки хвостом вперед. При этом вертолет имел тенденцию к набору высоты при увеличении поступательной скорости до 40 км/ч. Для сохранения высоты полета КВС плавно уменьшал общий шаг НВ с 9,7° до 6°, что привело к возникновению «дефицита» шага НВ порядка 3° (по сравнению с величиной НВ около 9°, необходимой для режима висения вертолета).
При подлете вертолета к месту посадки, на высоте около 80 м, КВС, с целью гашения поступательной скорости, энергично увеличил угол тангажа на пикирование. Вертолет затормозился до скорости 25 км/ч, снижаясь с вертикальной скоростью около 2 м/с. В этот момент КВС начал увеличение общего шага НВ. С увеличением общего шага НВ начали уменьшаться его обороты. Движение вертолета хвостом вперед прекратилось. Вертикальная скорость снижения ВС увеличилась до 6 м/с и продолжала расти. Параметры движения ВС и динамика их изменения указывают на возможность его попадания к этому моменту в режим «вихревого кольца». Экипаж не предпринимал попыток вывода вертолета из «вихревого кольца» указанным в РЛЭ вертолета методом (разгоном поступательной скорости созданием вертолету отрицательного угла тангажа -5…-10°). КВС продолжал увеличивать общий шаг НВ, доведя его до 10°, что привело к уменьшению оборотов НВ до 91% на высоте около 50 м (вертикальная скорость снижения в этот момент была более 8 м/с).
Дальнейшее увеличение командиром ВС общего шага НВ из-за низкой приемистости двигателей вызвало уменьшение оборотов несущего винта до 88,9%.
Наиболее вероятно, КВС в этот момент выполнил попытку перемещения рычагов раздельного управления двигателями вверх с целью вывода двигателей на повышенный режим работы. Перед приземлением КВС удалось стабилизировать обороты НВ на уровне 90% и уменьшить вертикальную скорость снижения до 5 - 6 м/с.
В 15:27:04 вертолет с вертикальной скоростью снижения 5,5…6 м/с, углом тангажа +6°, без крена и поступательной скорости грубо приземлился на РД (между перроном аэропорта и входным торцом ВПП 19). После удара вертолет отделился от земли с разрушением и отделением хвостовой балки и переходом в неуправляемое левое вращение. При повторном ударе о поверхность РД произошло дальнейшее разрушение конструкции вертолета и взрыв топливных баков. Вертолет частично сгорел. КВС и бортмеханик погибли, второй пилот скончался в больнице от ожогов через 1 сутки.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-24255 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
04.08.1987 |
Заводской номер ВС |
98734093 |
Наработка ВС (часы) |
4974 |
Наработка ВС (циклы) |
7763 |
Силовая установка |
С97111084 С93111229 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Демонстрационный |
Авиакомпания |
НПК "ПАНХ" |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Геленджик |
Пункт назначения |
Геленджик |
Начальный пункт маршрута |
Геленджик |
Конечный пункт маршрута |
Геленджик |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы
• Выполнение вертикальной посадки с высоты 100 м, указанной КВС в программе демонстрационного полета, согласно п. 4.5.2.1 РЛЭ вертолета Ми-8 разрешается только в случае невозможности снижения с поступательной скоростью из-за наличия препятствий или при специальном применении вертолета. В данном случае необходимости в ее выполнении не было. Заключением Комитета по полетам экипаж был допущен к полетам на авиашоу в соответствии с представленной командиром ВС программой, предусматривавшей выполнение «вертикальной посадки со 100 м», без учета положений п. 4.5.2.1 РЛЭ Ми-8Т.
• РЛЭ вертолета Ми-8Т не содержит запрещения выполнения полета хвостом вперед и ограничений по его выполнению. В то же время, в РЛЭ не раскрываются особенности поведения вертолета при выполнении таких полетов, отсутствуют какие-либо предупреждения и рекомендации по технике пилотирования. Таким образом, выполнение этого сложного элемента полета в Руководстве не регламентировано и не описано, данный элемент полета экипажами не отрабатывается, пилоты не знают порядок и особенности его выполнения.
• Уменьшение шага НВ, предпринятое командиром ВС с целью предотвращения набора высоты в процессе полета хвостом вперед, привело к возникновению «дефицита» шага НВ порядка 3° (по сравнению с величиной, необходимой для режима висения вертолета) и вызвало избыточное дросселирование двигателей.
• Интенсивный темп изменения тангажа вертолета на пикирование с целью торможения и резкое гашение скорости до околонулевых значений привели, в силу указанного «дефицита» шага, к возникновению недостатка тяги винта при переходе в режим висения и началу снижения вертолета. Расчеты показали, что за счет значительного отрицательного угла тангажа в этот момент составляющая скорости воздушного потока, нормальная плоскости НВ, достигала -4 м/с.
• Увеличение командиром ВС общего шага НВ из-за низкой приемистости двигателей вызвало уменьшение оборотов НВ и интенсивный рост вертикальной скорости снижения до величины, значительно превышающей рекомендованные РЛЭ вертолета Ми-8 значения. Параметры движения ВС указывают на его попадания в режим «вихревого кольца».
• Полеты на каждом типе вертолета (всего 5 типов) КВС выполнялись с достаточно большими перерывами, что могло отрицательно сказаться на качестве техники пилотирования, тем более, что каждый тип вертолета имеет свои конструктивные и аэродинамические особенности.
• Согласно выводам специалистов МВЗ им. М.Л.Миля, сделанным по результатам анализа проведенного моделирования, наиболее вероятной предпосылкой к неконтролируемому увеличению вертикальной скорости, приведшему в конечном итоге к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца", является «чрезмерно интенсивное перемещение вертолета назад и последующее интенсивное торможение с резким изменением угла тангажа на пикирование». |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение. Причиной авиационного происшествия явилось попадание ВС в режим «вихревого кольца» при выполнении посадки по-вертолетному без использования влияния «воздушной подушки». Попыток вывода из данного режима методом, указанным в РЛЭ вертолета Ми-8Т, экипаж не предпринимал.
Попадание в режим «вихревого кольца» обусловлено ошибкой КВС при выполнении предпосадочного маневра (полет «хвостом вперед» на скорости до 40 км/ч), описание выполнения которого в РЛЭ вертолета отсутствует и экипажем не отрабатывалось.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|