Пилот 109 летного отряда выполнял полет по доставке на буровые вышки специалистов Гобустанского управления разведочного бурения треста «Азнефтеразведка». Взлет с вертолетной площадки Аляты произведен в 12:10. Полет проходил по ПВП по маршруту Аляты - Аджикабул - Удуллу-1-е - Удуллу-2-е - буровая №3 (расположена в 5 км юго-восточнее н.п. Кушчу). Руководство и контроль за полетом осуществлял диспетчер МВЛ с КДП МВЛ а/п Аджикабул.
Метеоусловия соответствовали установленному минимуму КВС (200х1000х15м/с) и были: по прогнозу - обл. 6-9 баллов, слоисто-кучевая, разорванная, 300-500 м, дымка, видимость 6-10 км, местами осадки при видимости 3-5 км, ветер переменный 3-5 м/с. Метеорологическое обеспечение полетов осуществлялось синоптической группой АМСГ а/п Баку при а/п Забрат.
Фактическая погода по маршруту полета, переданная пилотом в 12:30, была - высота облачности 1100 м и выше, видимость более 10 км, горы открыты. В 12:50 вертолет произвел посадку на площадку буровой №3. После непродолжительной стоянки, в 13:10 пилот произвел взлет и через 8-10 минут потерпел катастрофу.
На основании анализа показаний очевидцев, непосредственно присутствующих при вылете вертолета с площадки буровой №3, а также работавших на винограднике в непосредственной близости от места падения вертолета, комиссия установила, что после посадки на площадку у буровой вышки погода начала ухудшаться. Несмотря на ухудшение погоды и ее несоответствие в момент взлета требованиям п.5.8.3 НПП ГА-71, командир вертолета принял решение на вылет. На борту находилось 4 служебных пассажира заказчика. После взлета, выполняя полет по маршруту в горной местности в условиях ограниченной видимости, пилот решил возвратиться на площадку вылета, но она уже оказалась закрытой опустившейся облачностью. КВС делает попытку произвести посадку на дорогу, проходящую в лощине между виноградниками, для чего выполняет маневр с разворотом и при снижении по склону горы в условиях ограниченной видимости поздно замечает приближение возвышенности, по которой проходит дорога. В целях быстрого гашения скорости КВС применил резкое торможение несущим винтом, в результате чего хвостовая балка опустилась. Хвостовой винт ударил по проволоке, натянутой на железобетонных торкалах. При ударе оторвался концевой редуктор с хвостовым винтом. Вертолет с правым креном и разворотом влево ударился несущим винтом и в дальнейшем, в 22 м от места касания проволоки, носовой частью фюзеляжа о землю. Затем он на обломках вращающегося несущего винта перевернулся, перелетел через дорогу, упал в перевернутом положении на землю, разрушился и сгорел. Пилот и все пассажиры погибли. Первыми к месту происшествия прибыли рабочие совхоза им Хатани, работавшие на винограднике в 200 м от места падения. Они организовали тушение остатков вертолета и пассажиров.
Катастрофа произошла около 13:20 в 4 км юго-юго-восточнее н.п. Кушчу.
|