|
|
|
Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в районе устья реки Нерута |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 марта 1973 г.
Время: 09:32
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, НАО, устье реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-29006
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 73 летного отряда выполнял десантно-съемочный полет по обслуживанию экспедиции №10 Ухтинского территориального геологического управления Коми АССР. Взлет произведен в 08:59. На борту находилось 6 служебных пассажиров - работников экспедиции. В 09:32 экипаж доложил о заходе на посадку в районе работы экспедиции, а также о посадке Ми-4 №31488 в этом же месте. Через 15 минут на связь вышел экипаж Ми-4 №31488 и доложил КДП а/п Нарьян-Мар, что произвел посадку с целью оказания помощи экипажу и определил, что вертолет разрушен и горит, экипаж и пассажиры погибли.
Фактическая погода в районе происшествия соответствовала минимуму КВС - облачность 8-9 баллов средняя, видимость 6-8 км, ветер 8-10 м/с, поземок.
Комиссия установила, что аварийная ситуация сложилась из-за обрыва лопасти несущего винта с последующим ее ударом в концевую балку, что исключило возможность воздействия экипажа на управляемость вертолетом. Вертолет столкнулся с поверхностью земли с углом около 45° в перевернутом положении и взорвался.
Катастрофа произошла в 09:32 в районе устья реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара.
Лопасть НВ найдена в 410 м сзади по линии полета. Обрыв произошел между 5 и 6 отсеками из-за усталостной трещины лонжерона по вине завода-изготовителя лопастей НВ - п/я Г-4574. Наработка лопасти с начала эксплуатации составила 1677 часов, из них 1337 часов в летно-испытательном отряде ГосНИИ ГА и 340 часов в Нарьян-Марском ОАО.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
6 |
6 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-29006 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.01.1962 |
Заводской номер ВС |
12117 |
Наработка ВС (часы) |
6745 |
Наработка ВС (циклы) |
11491 |
Силовая установка |
Б94162909 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В акте экспертизы ГосНИИ ГА указывается:
1) В результате проведенных исследований подтверждается вывод комиссии по расследованию ЛП, что причиной катастрофы явился обрыв лопасти НВ в полете;
2) Разрушение лопасти 2МЛ 48301 имеет типично усталостный характер и произошло на относительном радиусе 0,38 между 5 и 6 хвостовыми отсеками. Очаг усталостного излома расположен на наружной поверхности нижней полки лонжерона на расстоянии 1 мм под обшивкой 6-го отсека и 3 мм от задней стенки;
3) Причиной разрушения лопасти явился концентратор напряжения - коррозионное поражение глубиной 0,55 мм, превышающее глубину наклёпанного слоя примерно на 0,2 мм;
4) Коррозионное состояние всей лопасти неудовлетворительное, аналогичные коррозионные поражения располагаются на верхних и нижних полках лонжерона и имеют глубину: в зоне стыков - 0,07…0,3 мм, вне зоны стыков и склейки - 0,04…0,22 мм. Коррозионные поражения на задней стенке отсутствуют;
5) Качество материала и изготовления лонжерона лопасти соответствуют ТУ;
6) Защита некоторых участков лонжерона ослаблена вследствие пористости лакокрасочного покрытия, вызванного нарушениями режимов сушки лопасти при окраске на заводе-изготовителе. Имеет место слабая антикоррозионная защита лонжерона в зоне стыков между отсеками вследствие тонкого слоя герметика, наносимого на стыки в соответствии с технологией завода-изготовителя, и усиленная с начала 70-ых годов. В районе приклейки хвостовых отсеков к лонжерону в 5-и стыках по нижней поверхности лопасти имеются трещины герметика - характерный дефект цельнометаллических лопастей;
7) Установить наличие трещин ЛКП и герметика в стыке между 5 и 6 отсеками (в зоне разрушения) не представляется возможным. Клеевая фуга в зоне разрушения имеет многочисленные поры;
8) В процессе эксплуатации лопастей имели место:
-длительное хранение лопасти (в 3 этапа общей длительностью 2 года 5 месяцев);
-нарушения инструкции по эксплуатации в части наблюдения, правил хранения лопастей (в заводской таре, но не под навесом) и в части отсутствия записей о проверке работоспособности системы сигнализации повреждений лонжеронов лопастей;
9) Причинами возникновения коррозионного поражения лонжерона на стыке между 5 и 6 отсеками и в других стыках на лонжероне лопасти 2МЛ 48301 несущего винта явились неудовлетворительная антикоррозионная защита стыков хвостовых отсеков на лонжероне и длительное хранение лопасти (2,5 года) при склонности сплава к межкристаллической коррозии. Нарушение инструкции по эксплуатации в части несоблюдения правил хранения лопастей (в заводской таре, но не под навесом) могло способствовать образованию коррозии в лонжероне.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|