|
|
|
Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Хивы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 апреля 1974 г.
Время: 08:17
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, Хорезмская область, 11 км юго-восточнее Хивы
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-36513
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 164 летного отряда произвел взлет с оперативного аэродрома Хива-2 с целью доставки бригады рабочих СУ-4 (5 человек) на 395 км газопровода Шахитли - Хива (73 км от места взлета). После набора высоты 300 м КВС, в 08:13, установил связь с а/п Ургенч для получения прогноза погоды по району работ (обл. 7-10 б., верх., ср., 3-6 б. сл-куч. 300-500 м, сл-дожд, вид. 4-6 км, ветер 50-70° 30-40 км/ч, у земли 6-9 м/с, порывы 12 м/с).
После получения прогноза погоды, в 08:14 КВС доложил о начале работы по южному сектору газопровода в 08:10 на удаление до 100 км от Хивы и попросил разрешение закончить связь.
В дальнейшем связи с экипажем не было. Вертолет обнаружен по маршруту полета, в 7 км от аэродрома (11 км с азимутом 155° от г. Хива), разрушенным и сгоревшим. 5 служебных пассажиров, второй пилот и бортмеханик погибли на месте, КВС скончался в больнице на 5-е сутки от ожогов 40-45% тела 1-3 степени.
Катастрофа произошла в 08:17 местного времени в пустынной песчаной местности.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
5 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-36513 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.08.1963 |
Заводской номер ВС |
11149 |
Наработка ВС (часы) |
8809 |
Наработка ВС (циклы) |
17350 |
Силовая установка |
Б 9146929 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское УГА, Сергелийский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Хива-2 |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Хива-2 |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено: вскоре после окончания связи с диспетчером КДП а/п Ургенч командир вертолета почувствовал, что вертолет резко встряхнуло и начало кидать в стороны с креном до 80°, со значительными изменениями угла тангажа и рысканием по курсу. На все отклонения ручки циклического шага и педалей влево и вправо до отказа восстановить нормальный полет вертолета не удалось. КВС сбросил «шаг-газ» и вертолет перешел на крутое снижение, продолжая совершать беспорядочные эволюции, столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Весь процесс беспорядочного падения с начала возникновения аварийной ситуации продолжался около 1 минуты. Вертолет столкнулся с землей с небольшой поступательной скоростью и почти в горизонтальном положении. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолетом из-за рассоединения гидроусилителя БУ-10П продольного управления с серьгой РП-5104-01 вследствие выпадения в полете соединяющего их болта 3027А-10-38-4. Болт не найден, истинную причину его выпадения установить не удалось.
После разовой проверки технического состояния болтов сочленений забустерной части всех систем управления вертолетом на всем парке вертолетов Ми-4 УзУГА, при осмотре и проверке магнитным контролем, около 30% болтов были забракованы по наличию микротрещин во впадинах резьбовой части и неудовлетворительного состояния поверхности.
Причинами выпадения болта могли быть либо усталостное разрушение, либо отсутствие контровки и гайки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|