30 сентября, в 13:50 мск, экипаж 178 летного отряда прибыл в а/п Душанбе с оперативной точки на вертолете Ми-8 №25635. После краткого отдыха экипаж получил задание от командира летного отряда готовиться к выполнению полета на вертолете Ми-8 №25235 по маршруту Душанбе - Джижикрут (кишлак Роват) - Душанбе с целью доставки ответственных работников ЦК КП и Совета Министров Таджикской ССР в Душанбе. Пройдя предварительную и предполетную подготовку с командиром летного отряда, экипаж получил разрешение на вылет по указанному маршруту. В процессе подготовки командир Душанбинского ОАО передал через диспетчера АДП указание об изменении маршрута (вместо Джижикрута - Пенджикент).
Прибыв в Пенджикент, экипаж после посадки направился в геологическое управление, где доложил секретарю ЦК КП Таджикской ССР и Заместителю Председателя Совета Министров Таджикской ССР о своем прибытии и получил указание на выполнение полетов по оперативным точкам на следующий день. В 22:00 местного времени экипаж лёг спать.
Утром 1 октября, около 07:15 местного времени, экипаж приступил к подготовке к полету. По прибытии ответственных работников, экипаж в 09:20 произвел взлет для выполнения задания, о чем доложил в службу движения а/п Душанбе. На борту находились 12 пассажиров. Полетный вес и центровка не превышали допустимые пределы.
Прогноз погоды по районам полета с 05:45 до 12:00 предусматривал: полет в области повышенного давления, ясно, видимость более 10 км, горы открыты, слабая болтанка, ветер на высоте 3000 м - 60-20 км/ч, 5000 м - 40-40 км/ч.
Через 13 минут полета произведена посадка у рудника Джилав. После двухчасовой стоянки экипаж, взяв еще одного пассажира, вылетел для продолжения задания по облету района селения Магиан с посадкой у рудника Кавнок. По прибытию, через 30 минут полета, в район рудника Кавнок, расположенного в горном ущелье на высоте 3100 м в 35 км южнее Пенджикента, экипаж приступил к осмотру местности и подбору площадки с воздуха. По настоятельной просьбе «Заказчика» вертолета, находящегося на борту, произвести посадку поближе к поселку, командир вертолета стал подбирать место посадки вблизи этого поселка. Вследствие сильно пересеченной местности и отсутствия необходимой площадки, отвечающей требованиям МГА для безопасной посадки, второй пилот и бортмеханик заявили командиру о невозможности посадки, на что КВС ответил: «Посмотрим». Выполнив последующий заход на место предполагаемого приземления на крайне ограниченную террасу шириной 16,5 м и стесненной скалой высотой 3,5 м, расположенную на высоте 3062 м на склоне с уклоном 30°, КВС передал экипажу: «Заходим на посадку». В период гашения скорости КВС сообщил членам экипажа, что у него не хватает управления по правой ноге. На последующие заявления членов экипажа о невозможности посадки, командир вертолета должным образом не среагировал, стал приземлять вертолет в непосредственной близости скалы и высадил в режиме висения бортмеханика для корректировки посадки вертолета. Вертолет приземлился передним и правым колесами на площадку под углом 20° к ее границе, при этом правое колесо находилось на краю склона. Бортмеханик дал сигнал перемещаться назад, но, несмотря на это, вертолет сдвинулся вперед. Затем командир, со слов второго пилота, развернул вертолет на 130° влево. В этом положении вертолет совершил несколько небольших перемещений по курсу. После сигнала бортмеханика на уход вертолет резко развернулся на 15°, пролетел над бортмехаником (который лёг на землю), и с отрицательным тангажом, вращаясь, пошёл вниз. При падении вертолет трижды ударялся о каменистый склон, затем упал на дно ущелья (62 м ниже уровня выбранной для посадки площадки), разрушился и сгорел.
КВС и 8 пассажиров погибли. Второй пилот и 5 пассажиров получили тяжелые ранения и ожоги.
При обследовании места происшествия комиссия обнаружила следы удара концами лопастей несущего винта о скалу, возвышающуюся над площадкой.
|