|
|
|
Катастрофа Ми-2 а/к Конверс Авиа в районе Когалыма |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 июля 2014 г.
Время: 11:33
Страна: Россия
Место происшествия: ХМАО, Нижневартовский район, Ватьёганское нефтяное месторождение, 40 км восточнее а/п Когалым
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: RA-23721
Авиакомпания: Конверс Авиа
|
|
|
|
|
Описание |
КВС выполнял плановый облёт объектов (нефтепровода и кустовых площадок) Ватьёганского месторождения с представителями заказчика на борту вертолёта из а/п Когалым.
После выполнения облёта КВС выполнил посадку на площадку, подобранную с воздуха, в районе цеха добычи нефти и газа № 5 (ЦДНГ-5) территориально-производственного объединения «Повнефтегаз» для высадки представителя заказчика. После его высадки КВС выполнил взлёт с МК=249° для возврата в аэропорт Когалым. На удалении 430 м от места взлёта, на высоте полёта 10-15 м произошло столкновение лопастями НВ с проводами ЛЭП 35 кВ.
В результате вертолёт потерял управление и с левым вращением столкнулся с заболоченной земной поверхностью в 38 м от автомобильной дороги и упал на левый борт, частично погрузившись в воду. Пилот погиб. Пожара не возникло. У вертолета деформирована левая сторона фюзеляжа, разрушен несущий винт и хвостовая балка. Повреждены 4 провода ЛЭП 35 кВ.
Катастрофа произошла в 11:33 местного времени (05:33 UTC) в 40,7 км от КТА а/п Когалым с азимутом 94° (62°09’51” СШ, 75°18’58” ВД).
Предполагаемая фактическая погода на месте АП:
ветер у земли 230°-240°, скорость ветра 5-10 м/с, видимость 10 км, явлений нет, облачность незначительная кучево-дождевая высотой 600-800 м, сплошная средняя, температура у земли около +15°С, давление у земли по площадям от 749 до 756 мм рт. ст.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-23721 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
29.06.1985 |
Заводской номер ВС |
549304065 |
Наработка ВС (часы) |
8759 |
Наработка ВС (циклы) |
21996 |
Силовая установка |
481643027 481681141 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Конверс Авиа |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Когалым |
Начальный пункт маршрута |
Когалым |
Конечный пункт маршрута |
Когалым |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия обнаружила на месте происшествия карманный компьютер, которым КВС пользовался в качестве нештатного оборудования для навигации. На основании дешифрования его информации установлено, что КВС выполнил взлет по-вертолетному, с использованием влияния «воздушной подушки», с зависанием вертолета на высоте около 3 м, с дальнейшим разгоном скорости около 30 км/ч и набором высоты до 12 м. После взлета и до столкновения с ЛЭП (около 30 сек. после взлета) полет выполнялся на высоте около 10-12 м (высота провисания электропроводов ЛЭП от земли составляла около 15 м) и скорости полета около 30 км/ч.
Фактически, КВС после взлета дальнейший разгон скорости не выполнял и набор высоты не осуществлял. В соответствии с положениями РЛЭ вертолета Ми-2, при взлете по-вертолетному с использованием влияния «воздушной подушки» рекомендуется выполнить энергичный разгон скорости до 60-70 км/ч. После чего необходимо выполнить набор высоты для преодоления препятствий. В предыдущих 7 полетах рекомендованные РЛЭ параметры взлета пилотом выдерживались. Заключительный фрагмент записи последнего полета навигатора содержит участок, сопровождаемый прерыванием записи траекторной информации на 6 секунд. Прерывание записи, наиболее вероятно, обусловлено ухудшением условий приема спутниковых сигналов антенной прибора вследствие его перемещения внутри кабины. Фрагмент полета, непосредственно предшествующий прерыванию записи, сопровождается одновременным снижением высоты и скорости полета.
Со слов очевидцев, выполнявших полеты с КВС ранее, следует, что в процессе выполнения полетов были неоднократные случаи падения навигатора с места крепления под приборную доску пилота. КВС, при попытке поднять карманный компьютер, отвлекался от пилотирования вертолета.
Прерывание записи траекторной информации на время 6 сек. в аварийном полете 10.07.2014 г. позволяет предположить, что при выполнении взлета произошло падение карманного компьютера с места крепления. При этом, КВС отвлекся от пилотирования вертолетом и упустил контроль за внекабинном пространством.
Появление записи траекторной информации через 6 сек., на 2 сек., а затем дальнейшее прерывание записи, вплоть до столкновения с проводами ЛЭП, может свидетельствовать о том, что КВС не закрепил карманный компьютер.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-23721 явилось выполнение полета на высоте 10-12 м, не обеспечивающей безопасный пролет над препятствием, что привело к столкновению с проводами воздушной ЛЭП.
Причину выполнение полета на высоте 10-12 м однозначно установить не представилось возможным, но, наиболее вероятно, пилот в процессе взлета отвлекся от пилотирования вертолета и контроля внекабинного пространства из-за возможного падения с места крепления карманного компьютера HP iPAQ Travel Companion, используемого КВС в качестве нештатного навигационного устройства.
Способствующим фактором могло явиться отсутствие маркировки проводов воздушной ЛЭП. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|