|
|
|
Катастрофа Ми-6 Тюменского УГА в районе Газ-Сале |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 февраля 1974 г.
Время: 19:29
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, 30 км юго-западнее а/п Тазовский
Тип ВС: Ми-6
Регистрация ВС: СССР-21145
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 255 летного отряда, выполняя задание по обслуживанию экспедиции, перегонял вертолет к месту базирования по маршруту Тюмень - Игрим - Газ-Сале. На борту находился груз в количестве 25 мест весом 2500 кг в мягкой упаковке (тюки со спецодеждой, матрасы), 1 сопровождающий груз и 5 человек технической бригады для обслуживания вертолета на месте базирования.
Полет до Игрима проходил на высоте 150 м с проверяющим, пилотом-инструктором МГА, который в Игриме сошёл. После полной заправки в Игриме вылет на Газ-Сале произведен в 13:46 мск. Полет в течение 17 минут производился на эшелоне 900 м, но ввиду малой путевой скорости, экипаж, с разрешения диспетчера, занял эшелон 200 м по ПВП. Перед наступлением темноты, за 40 минут до пролета а/п Надым, экипаж занял эшелон 400 м. Диспетчер а/п Надым при подлете вертолета дал указание занять эшелон 600 м, но экипаж (согласно барограммы) это указание не выполнил. В дальнейшем полет выполнялся на высоте 400 м с последующим снижением до 200-250 м, с целью увеличения путевой скорости из-за встречного ветра. Пилотировал второй пилот при включенном автопилоте по каналам крен-тангаж. В процессе снижения приборная скорость значительно увеличилась, что при малых оборотах несущего винта и полете с большим левым скольжением привело к раскачке вертолета, ухудшению его устойчивости и управляемости. Вертолет с правым креном перешел на кабрирование. Второй пилот, пытаясь исправить создавшееся положение, сбросил «шаг-газ» до малого, не предупредив об этом командира вертолета, который поздно взял управление на себя. В процессе устранения создавшегося сложного положения вертолета экипаж высоту полета не контролировал, а пытался восстановить скорость, которая в результате кабрирования вертолета и сброса «шаг-газ» вторым пилотом уменьшилась до 120 км/ч. Вертолет со сброшенным «шаг-газом» продолжал снижение. В непосредственной близости от земли экипаж уменьшил вертикальную скорость снижения. Вертолет с незначительным углом снижения, на скорости около 200 км/ч столкнулся с землей и опрокинулся на левый борт, получив значительные разрушения. Техник-бригадир АТБ погиб (механическая асфиксия рвотными массами), остальные пассажиры и члены экипажа получили незначительные ушибы. Катастрофа произошла в 17:29 мск в 30 км с азимутом 230° от а/п Тазовский.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
6 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-21145 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.02.1972 |
Заводской номер ВС |
726107В |
Наработка ВС (часы) |
1780 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
С 3032012 С3033056 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Игрим |
Пункт назначения |
Игрим |
Начальный пункт маршрута |
Тюмень (Плеханово) |
Конечный пункт маршрута |
Газ-Сале |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия пришла к заключению, что при пролете Надыма экипаж знал о том, что по прилету в Газ-Сале топлива на борту останется около 1000 кг, но принял безрассудное решение продолжать полет до пункта назначения, при встречном ветре, с недопустимым навигационным запасом топлива, чем нарушил п.5.14 НПП ГА-71. В целях увеличения путевой скорости, в дальнейшем полет в ночных условиях, над безориентирной местностью, выполнялся на высоте 400 м, с последующим снижением до 250-200 м. Полет с левым скольжением при включенном в режим крен-тангаж автопилотом, в нарушение п.9 раздела «Летные ограничения» РЛЭ Ми-6, выполнялся на повышенной скорости, и в нарушение п.10 РЛЭ - на пониженных оборотах несущего винта. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилось:
1) нарушение экипажем п.5.14. и 2.6.2 НПП ГА-71 и РЛЭ Ми-6 п.9,10 раздела «Летные ограничения»;
2) неправильные действия командира вертолета при создавшейся аварийной обстановке.
Сопутствующие причины: штурман вертолета допустил ошибку в расчете путевой скорости и времени прибытия в пункт назначения и не настоял на следовании на запасной аэродром ввиду недостаточного навигационного запаса топлива.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|