|
|
|
Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в районе н.п. Борсенгир |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 октября 1990 г.
Время: 13:15
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Джезказганская область, близ н.п. Борсенгир
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-19725
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Джезказганская ОАЭ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял аэровизуальный полет по облету ЛЭП, совмещенный с доставкой вахты по маршруту Джезказган - Каракаин - Борсенгир - Джезказган. На борту находились 3 служебных пассажира заказчика. Взлет в Каракаине произведен в 10:21 мск. После взлета экипаж продолжил аэровизуальный полет согласно задания. На предпосадочной прямой, при выполнении посадки на подобранную с воздуха площадку в районе н.п. Борсенгир, самолет столкнулся с проводами молниезащиты ВЛЭП и потерпел катастрофу. Оба пилота и 1 пассажир погибли, 2 пассажира тяжело ранены. Самолет частично разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 11:15 мск в 65 км с азимутом 72° от а/п Джезказган (47°53’ СШ, 68°34’ ВД).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
3 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-19725 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.09.1975 |
Заводской номер ВС |
1G165-39 |
Наработка ВС (часы) |
6889 |
Наработка ВС (циклы) |
15402 |
Силовая установка |
К 16416177 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Джезказганская ОАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Каракаин |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Джезказган |
Конечный пункт маршрута |
Джезказган |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Комиссия установила, что выполнение полета до Борсенгира происходило без отклонений. При подлете к н.п. Борсенгир, в районе вахтового поселка нефтяников, экипаж выполнил один контрольный круг на высоте полета над местом предполагаемой посадки и приступил к заходу на посадку левым разворотом с курсом в секторе 230-250°. В результате невыполнения в полном объеме требований п.10.1.22 НПП ГА-85 и РЛЭ Ан-2, экипаж не оценил в полной мере высоту, детальное расположение и особенности искусственных препятствий в зоне захода на посадку, что явилось фактором, усложняющим условия полета. Построение траектории снижения после выхода из 4-го разворота осуществлялось экипажем вне видимости провода молниезащиты ВЛЭП. Недостаточная осмотрительность в совокупности с внешними факторами (загрязненность остекления кабины пилотов, солнечная помеха, малое сечение провода и отсутствие на нем маркировки) могли способствовать затруднению в обнаружении объекта опасности (провода).
Особая ситуация возникла в момент, когда экипаж в процессе захода на посадку допустил снижение ВС ниже допустимой высоты до пролета ВЛЭП, в нарушение НПП ГА-85 в части выполнения полета со снижением ниже 20 м над ВЛЭП. Заход продолжался по выбранной траектории. Усложнение условий полета и возникновение опасной ситуации члены экипажа не обнаружили, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо эволюций самолета даже в непосредственной близости от провода. Столкновение с ним произошло внезапно. Запоздалые действия КВС по предотвращению столкновения взятием штурвала на себя и увеличением режима работы двигателя были рефлекторными и не могли предотвратить развитие аварийной ситуации. Увеличение режима работы двигателя привело к увеличению уже возникшего пикирующего момента, так как провод не получил разрыва, а устойчиво зацепился за элементы конструкции основных опор шасси. В сложившейся обстановке предотвращение возникновения катастрофической ситуации стало невозможным. Самолет потерял скорость и, вращаясь вокруг поперечной оси, столкнулся с землей в 50 м от ВЛЭП, при небольшом правом крене, с углом пикирования 100°. Самолет остановился в перевернутом положении. Фюзеляж сгорел с 1 по 8 шпангоуты.
|
Описание выявленных причин АП |
Выводы: причинами неправильных действий экипажа в процессе возникновения и развития особой ситуации явились:
- излишняя уверенность КВС в возможности выполнения благополучной посадки с подбором на уже известную площадку, без выполнения в полном объеме операций по ее осмотру согласно РЛЭ, что не позволило в полной мере оценить высоту, расположение и особенности искусственных препятствий в зоне захода на посадку;
- построение траектории снижения (глиссады) при заходе на посадку относительно хорошо просматриваемых токоведущих проводов, при невидимости провода молниезащиты, так как заход осуществлялся в пространстве между опорами ВЛЭП (расстояние между опорами около 180-200 м);
- плохая различимость объекта опасности (провода) из-за малого сечения и отсутствия на нем контрастной маркировки;
- световая помеха от солнца в секторе обзора, способствовавшая появлению экрана на остеклении фонаря кабины пилотов, что практически исключает возможность обнаружения провода молниезащиты;
- недостаточная осмотрительность и контроль за высотой полета на снижении при подлете к ВЛЭП и в момент ее пересечения.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось столкновение самолета с проводами молниезащиты ВЛЭП в результате невыдерживания экипажем безопасной высоты пролета над препятствием при сочетании следующих факторов:
- недостаточная осмотрительность;
- недостаточный контроль за высотой полета на снижении, при подлете к ВЛЭП и в момент ее пересечения;
- плохая различимость провода молниезащиты ВЛЭП;
- неправильная оценка места ВС относительно препятствия, световая помеха от солнца в секторе обзора.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|