|
|
|
Катастрофа Ан-2 Магаданского УГА в районе Уэлена |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 апреля 1990 г.
Время: 13:58
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, Чукотский АО, лагуна Уэлен
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-04355
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, Шмидтовский аэропорт
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Шмидтовского аэропорта Магаданского УГА выполнял транспортно-связной полет по заявке Московского филиала Географического общества СССР с целью перевозки грузов и участников международной экспедиции на собачьих упряжках «Большое кольцо» по маршруту с. Уэлен - а/п Провидения. На борту находились 4 пассажира (трое участников экспедиции, в том числе гражданка США, и авиатехник), три собачьи упряжки (всего 28 собак) с нартами и снаряжением общим весом 890 кг.
Взлет произведен в 05:58 мск с подобранной с воздуха площадки на льду лагуны с. Уэлен. После отрыва от земли, на высоте 10-15 м, самолет резко перешел на кабрирование, потерял скорость, и с высоты около 30 м упал на лед лагуны в 725 м от места начала разбега. В результате самолет разрушился, один пассажир (советский участник экспедиции) погиб, остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
0 |
Пассажиры |
4 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-04355 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.06.1960 |
Заводской номер ВС |
114147305 |
Наработка ВС (часы) |
16213 |
Наработка ВС (циклы) |
18949 |
Силовая установка |
КЛ 2415098 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, Шмидтовский аэропорт |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Провидения |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Провидения |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Комиссия установила, что в день происшествия экипаж вылетел в 23:53 мск из а/п Шмидт и в 01:52 произвел посадку в Нешкане, куда доставил бочки с бензином. После дозаправки, в 02:55 экипаж вылетел в Уэлен, где произвел посадку в 03:59. Местом посадки была подобранная с воздуха площадка, которая представляла собой ровный наснеженный лед лагуны Уэлен, вытянутой с востока на запад от села Уэлен на 15 км с шириной 2 км. На этой же площадке произвел посадку другой участвовавший в перевозке экспедиции самолет Ан-2 №92876.
После посадки экипаж выяснил характер загрузки и приблизительно определил ее вес. Загрузка производилась членами экспедиции и местными жителями. Во время загрузки экипаж отсутствовал. Загрузка была размещена следующим образом:
- по левому борту, вплотную к пилотской кабине, были закреплены нарты производства США с грузом, общий вес 80 кг;
- по правому борту аналогично были закреплены чукотские нарты с грузом, общий вес 90 кг;
- между нартами и на нартах в грузовой кабине расположилась упряжка из 18 собак, собаки были привязаны;
- в хвостовой части фюзеляжа за 15-м шпангоутом были размещены малые деревянные нарты весом 22,6 кг и упряжка из 10 собак (вес 208 кг). Дополнительно в хвостовом отсеке находились размещенные в АТБ а/п Шмидт согласно приказа МГА №506-77 г. бортпаек и аварийно-спасательное оборудование общим весом 52,8 кг.
Таким образом, расчетный вес груза за 15-м шпангоутом составил 283,4 кг. Собаки были связаны между собой в упряжке и привязаны к передней части незакрепленых нарт. Экипаж по прибытии к самолету, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ Ан-2, раздел «Загрузка и центровка», дал разрешение на размещение груза за 15-м шпангоутом, не уточняя количество собак. Находившиеся на борту 4 пассажира не были обеспечены сиденьями, оборудованными привязными ремнями.
По расчету комиссии, взлетная масса составила 5738 кг, центровка 40,8% САХ, что превышало установленные РЛЭ максимальные значения соответственно на 238 кг и 7,8% САХ. Задание на полет и перевозочные документы, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ, не оформлялись.
Дистанция руления от места запуска двигателя до места начала взлета составляла 160 м. Разворот на курс взлета выполнялся с помощью авиатехника и одного местного жителя, придерживавших самолет за крыло, что могло свидетельствовать о чрезмерной нагрузке на хвостовую опору из-за расположения груза в хвостовой части фюзеляжа. В нарушение требований НПП ГА-85, не осмотрев лично летное поле, КВС начал взлет. Курс взлета в 370 м от места начала разбега пересекал снежный бруствер тракторного следа высотой 40 см. Взлет производился с МК=220° на номинальном режиме работы двигателя, с закрылками на 20°, при полностью выведенном в положение «от себя» триммере руля высоты. Активное пилотирование осуществлял КВС. Номинальный режим работы двигателя устанавливался в процессе разбега. Штурвал на разбеге был полностью отклонен вперед. Подъем хвостовой лыжи произошел на удалении 125 м от начала разбега. На расстоянии 150-200 м от тракторного следа, после подъема хвостовой лыжи, КВС посчитал небезопасным производить взлет с основных лыж и перевел самолет в трехточечное положение, которое сохранялось до полного отрыва самолета. Отрыв левой лыжи произошел на расстоянии 211,5 м, а правой лыжи - на расстоянии 250 м от начала разбега. После отрыва КВС выполнил выдерживание с постепенным отходом от земли до 10-15 м и нарастанием скорости до 120-125 км/ч. На высоте 10-15 м КВС для обеспечения выдерживания скорости набора высоты, незначительно отклонил штурвал «на себя». С момента перевода самолета в набор высоты появился значительный кабрирующий момент. На полное отклонение штурвала «от себя» самолет не реагировал, угол тангажа быстро возрастал. По показаниям второго пилота и пассажиров, смещения груза в грузовой кабине не происходило. Поведение собак за 15-м шпангоутом неизвестно. Способ их закрепления позволял перемещаться части собак в конец хвостового отсека, в район 23 шпангоута. КВС подал команду пассажирам переместиться вперед и одновременно стал уменьшать режим работы двигателя, удерживая самолет от сваливания на крыло отклонениями элеронов. Второй пилот помогал ему удерживать штурвал. Самолет вышел на закритические углы атаки с углом тангажа около 30-40°, потерял скорость и перешел на снижение с большой вертикальной скоростью и уменьшением угла тангажа до отрицательных значений. На конечном участке полета КВС, для предотвращения удара о землю с отрицательным углом тангажа, резко увеличил режим работы двигателя, тем самым придав самолету горизонтальное положение непосредственно перед столкновением. На расстоянии 725 м от начала разбега и 475 м от места отрыва самолет грубо столкнулся с заснеженным льдом лагуны с МК=212° и разрушился.
Комиссия отмечает, что в июле 1989 г. аэропорт Шмидт в качестве эксперимента выделен в самостоятельную структурную единицу управления Магаданского УГА. Базировавшаяся в аэропорту 3 АЭ вышла из состава 6 ло Чаунского ОАО и стала самостоятельным летным подразделением, при этом был сокращен весь командно-летный состав, что привело при одновременном росте объема работ к снижению дисциплины летного состава и недостаткам в организации летной работы.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа самолета произошла по причине потери продольной управляемости на взлете из-за превышения предельно-задней центровки вследствие нарушения экипажем правил загрузки и центровки ВС. Данные нарушения при подготовке к вылету обусловлены низким уровнем дисциплины пилотов. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|