Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА близ Джамбула
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 ноября 1989 г.
Время:  07:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Джамбульская область, 7 км северо-западнее а/п Джамбул
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-44953
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Рейс:  587
 


Описание
    Экипаж 17 летного отряда Джамбульского ОАО выполнял рейс №587 Джамбул - Джезказган. На борту находилось 10 пассажиров и 228 кг груза. Полетный вес (5495 кг) и центровка (31,6% САХ) не превышали предельно допустимые.
    При получении метеоконсультации экипажу на бланке АВ-5 была выдана фактическая погода за 05:00 мск (ветер 240° 4 м/с, видимость 4000 м, дымка, ясно), а не за 05:30, где указывалась видимость на севере 1400 м (минимум КВС 3000х150х18 м/с). Прогноз погоды по маршруту с 6 до 12 часов предусматривал: поле повышенного давления, ветер 60° 30 км/ч, видимость 3000 м, дымка, облачность 8 баллов слоисто-кучевая, 200 м над поверхностью земли, 10 баллов средняя, верхняя, умеренная болтанка. На основании выданной фактической погоды КВС принял решение на вылет, диспетчерское разрешение получено в АДП в 05:38. Экипаж выбрал эшелон полета 1200 м, хотя при принятии решения на вылет согласно прогноза погоды не имел права подписывать этот эшелон, а должен был следовать на безопасной высоте.
    По объяснениям КВС, он подписал эшелон 1200 м, так как на аэродроме вылета и по маршруту полета фактическая погода была «ясно», облачность средняя, верхняя. В присутствии экипажа по каналу связи в 05:35 метеонаблюдатель передал синоптику, что «видимость улучшается», «она уже уходит всё дальше и дальше, но 3,5 еще не видать пока», но документально эта погода у экипажа не зафиксирована и решение принималось по бланку АВ-5.
    Взлет с МК=312° произведен в 06:09. Схема предусматривает набор высоты до 100 м и дальнейший первый разворот с докладом диспетчеру набора безопасной высоты по приведенному давлению. В режиме набора высоты самолет попал в условия тумана и обледенения, которые прогнозом погоды не предусматривались. В результате летные характеристики ВС ухудшились, что исключило возможность выхода из тумана набором высоты на взлетном режиме. Экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета, о чем проинформировал диспетчера и в дальнейшем на связь не выходил.
    Самолет обнаружен на удалении 7650 м от КТА с азимутом 306° разрушенным. Второй пилот погиб, КВС и все пассажиры получили различные травмы.
    Установлено, что при полете в данных условиях началось обледенение самолета, падение мощности двигателя, ухудшилась устойчивость и управляемость ВС, что привело к потере скорости и столкновению с землей. Полет длился 4 минуты, максимальная высота полета по барограмме составила 60-80 м. По показаниям КВС, в тумане началось обледенение, падение поступательной скорости и сваливание самолета на крыло. Наличие обледенения подтверждают другие работавшие в данном районе экипажи и очевидцы на земле. На самолете при осмотре места происшествия льда не обнаружено (вероятно, отвалился при ударе о землю и падении в воду).
    По сигналу тревоги в 06:42 был сделан контрольный замер погоды: видимость 4000 м, дымка, облачность 3/3 раз.-сл. 200 м; в 06:49 - дымка, видимость 1000 м, на ВПП 1200 м; в 07:08 - туман, видимость 200 м, на ВПП 300 м, вертикальная видимость 50 м.
    Первый удар произошел о бруствер канала высотой 2 м центропланом и левой стойкой шасси с большим углом тангажа и левым креном 20-25°. Нижняя часть фюзеляжа с 5 по 11 шпангоуты при этом разрушилась. Самолет подбросило вверх. Он перелетел канал и через 7,7 м от места первого столкновения с землей ударился о бруствер противоположного берега канала высотой 70 см силовой установкой. Произошло разрушение моторамы и пилотской кабины. Двигаясь вперед, самолет начал переворачиваться с разломом фюзеляжа по 5 и 8 шпангоутам. Он остановился в 26,4 м от места первого удара, в перевернутом положении в воде глубиной 1 м в заболоченной пойме реки с зарослями кустарника высотой до 6 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 10 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44953
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.11.1962
Заводской номер ВС 1G25-26
Наработка ВС (часы) 19637
Наработка ВС (циклы) 39499
Силовая установка К15273177


Сведения о рейсе

Номер рейса 587
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Джамбул
Пункт назначения Джезказган
Начальный пункт маршрута Джамбул
Конечный пункт маршрута Джезказган


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось попадание самолета после вылета в зону тумана с обледенением, не предусмотренным в прогнозе погоды, что привело к:
    - резкому ухудшению аэродинамических и летных характеристик самолета;
    - изменению полетной массы при пилотировании самолета в экстремальных условиях (туман, обледенение, малая высота полета, максимальная взлетная масса, малая скорость).
    В результате произошла потеря скорости с последующим сваливанием самолета на крыло. Неуправляемый самолет в тумане с левым креном 20-25° столкнулся с землей.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.