Экипаж 17 летного отряда Джамбульского ОАО выполнял рейс №587 Джамбул - Джезказган. На борту находилось 10 пассажиров и 228 кг груза. Полетный вес (5495 кг) и центровка (31,6% САХ) не превышали предельно допустимые.
При получении метеоконсультации экипажу на бланке АВ-5 была выдана фактическая погода за 05:00 мск (ветер 240° 4 м/с, видимость 4000 м, дымка, ясно), а не за 05:30, где указывалась видимость на севере 1400 м (минимум КВС 3000х150х18 м/с). Прогноз погоды по маршруту с 6 до 12 часов предусматривал: поле повышенного давления, ветер 60° 30 км/ч, видимость 3000 м, дымка, облачность 8 баллов слоисто-кучевая, 200 м над поверхностью земли, 10 баллов средняя, верхняя, умеренная болтанка. На основании выданной фактической погоды КВС принял решение на вылет, диспетчерское разрешение получено в АДП в 05:38. Экипаж выбрал эшелон полета 1200 м, хотя при принятии решения на вылет согласно прогноза погоды не имел права подписывать этот эшелон, а должен был следовать на безопасной высоте.
По объяснениям КВС, он подписал эшелон 1200 м, так как на аэродроме вылета и по маршруту полета фактическая погода была «ясно», облачность средняя, верхняя. В присутствии экипажа по каналу связи в 05:35 метеонаблюдатель передал синоптику, что «видимость улучшается», «она уже уходит всё дальше и дальше, но 3,5 еще не видать пока», но документально эта погода у экипажа не зафиксирована и решение принималось по бланку АВ-5.
Взлет с МК=312° произведен в 06:09. Схема предусматривает набор высоты до 100 м и дальнейший первый разворот с докладом диспетчеру набора безопасной высоты по приведенному давлению. В режиме набора высоты самолет попал в условия тумана и обледенения, которые прогнозом погоды не предусматривались. В результате летные характеристики ВС ухудшились, что исключило возможность выхода из тумана набором высоты на взлетном режиме. Экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета, о чем проинформировал диспетчера и в дальнейшем на связь не выходил.
Самолет обнаружен на удалении 7650 м от КТА с азимутом 306° разрушенным. Второй пилот погиб, КВС и все пассажиры получили различные травмы.
Установлено, что при полете в данных условиях началось обледенение самолета, падение мощности двигателя, ухудшилась устойчивость и управляемость ВС, что привело к потере скорости и столкновению с землей. Полет длился 4 минуты, максимальная высота полета по барограмме составила 60-80 м. По показаниям КВС, в тумане началось обледенение, падение поступательной скорости и сваливание самолета на крыло. Наличие обледенения подтверждают другие работавшие в данном районе экипажи и очевидцы на земле. На самолете при осмотре места происшествия льда не обнаружено (вероятно, отвалился при ударе о землю и падении в воду).
По сигналу тревоги в 06:42 был сделан контрольный замер погоды: видимость 4000 м, дымка, облачность 3/3 раз.-сл. 200 м; в 06:49 - дымка, видимость 1000 м, на ВПП 1200 м; в 07:08 - туман, видимость 200 м, на ВПП 300 м, вертикальная видимость 50 м.
Первый удар произошел о бруствер канала высотой 2 м центропланом и левой стойкой шасси с большим углом тангажа и левым креном 20-25°. Нижняя часть фюзеляжа с 5 по 11 шпангоуты при этом разрушилась. Самолет подбросило вверх. Он перелетел канал и через 7,7 м от места первого столкновения с землей ударился о бруствер противоположного берега канала высотой 70 см силовой установкой. Произошло разрушение моторамы и пилотской кабины. Двигаясь вперед, самолет начал переворачиваться с разломом фюзеляжа по 5 и 8 шпангоутам. Он остановился в 26,4 м от места первого удара, в перевернутом положении в воде глубиной 1 м в заболоченной пойме реки с зарослями кустарника высотой до 6 м.
|