Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА в Житомирской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 октября 1987 г.
Время:  16:48
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Житомирская область, с. Аполлоновка, Емильчинский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-35330
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Винницкий ОАО
 


Описание
    Экипаж 379 летного отряда Житомирского АО Винницкого ОАО выполнял АХР по борьбе с болезнями и вредителями озимой пшеницы в колхозе «Заря» с оперативного аэродрома Степановка.
    Утром в день происшествия экипаж находился на аэродроме Каменка, откуда произвел два полета по кругу с целью отработки всех элементов полета на АХР и один полет для осмотра площадки Степановка, затем, в 11:30, экипаж перелетел в Степановку и выполнил с этого аэродрома 5 полетов, в которых, с целью тренировки второго пилота, на борту находился командир звена. Всего до обеда экипаж выполнил 6 производственных полетов. После обеда, полеты были продолжены в 15:45
    В последнем, 2-м после обеда производственном полете, экипаж одновременно обрабатывал загонным способом два массива, расположенные в генеральном направлении 180-360° по обе стороны дороги, практически параллельно ей. После выхода из одного массива осуществлялся левый разворот на 180° с креном около 30°. Полеты выполнялись без сигнальщиков. Четыре захода на гон были выполнены без особенностей. После выхода из пятого захода с МК=180° набор высоты осуществлялся с заметным снижением градиента по сравнению с предыдущими полетами. Точка начала разворота в этом полете отстояла на 1 400 м от границы обрабатываемого участка. Левый разворот был начат на высоте 30-50 м и выполнен с меньшим креном, чем в предыдущих полетах. Курс полета после выхода из разворота примерно соответствовал курсу полета на аэродром. В баке, по расчетам комиссии, оставалось 700 кг ядохимикатов, закрылки были установлены на 5°, рычаг управления сельхозаппаратурой находился в положении «мешалка», что доказывает то, что экипаж имел намерение продолжить работы и выполнить 6-й заход на гон. В момент завершения левого полустандартного разворота над окраиной н.п. Аполлоновка, в 16:48, самолет резко, с правым креном и скольжением начал разворот вправо на населенный пункт и в дальнейшем, с правым креном около 30° и снижением, ударился правой полукоробкой крыльев о дерево и провода ЛЭП, проходящей вдоль улицы села. На расстоянии 18-20 м от дерева, на другой стороне улицы, самолет с креном более 90° ударился силовой установкой и пилотской кабиной об угол жилого дома и одновременно правой стойкой шасси о дерево. Вследствие этого удара самолет перевернулся вверх колесами и столкнулся на удалении 17-20 м от дома с землей во дворе, с разворотом 120-130° к линии полета. При столкновении с землей самолет разрушился и загорелся. Фюзеляж полностью сгорел с 1 по 19 шпангоуты. Оба пилота погибли. Сельский дом частично разрушен. На земле никто не пострадал.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35330
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.01.1972
Заводской номер ВС 1G134-23
Наработка ВС (часы) 10075
Наработка ВС (циклы) 53359
Силовая установка К 15263114


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Винницкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследование проводилось двумя составами комиссии. Первая комиссия не смогла сделать заключение о причинах катастрофы, написав в заключении, что причина АП не установлена. В связи с низким качеством проведения расследования, было проведено дорасследование, в материалах которого указано:
    В 14:20 на аэродром Степановка с базового аэродрома Житомир прибыла автоцистерна с авиабензином Б-91/115. Расследованием установлено, что накануне эта цистерна перевозила авиабензин и дизельное топливо, причем последний рейс выполнялся с дизтопливом с нефтебазы в село М. Глумча. Емкость после перевозки дизельного топлива не промывалась и на следующий день была заправлена авиабензином.
    После обеда экипажа авиатехник заправил самолет прямо из автоцистерны. По заключению ГосНИИ ГА, топливо, находившееся в автоцистерне, содержало повышенное количество смол и его фракционный состав не соответствовал ГОСТ, что характерно для бензина, в котором присутствует дизельное топливо. По заключению ГосНИИ ГА, такой бензин не может быть использован по прямому назначению.
    По показаниям очевидцев, правый разворот от окраины н.п. Аполлоновка выполнялся со скольжением и снижением (самолет резко развернулся вправо: как бы занесло хвост влево, самолет резко потянуло вправо). Двигатель при этом работал. Наличие пригодной посадочной площадки после выхода из левого разворота слева по курсу полета свидетельствует об отсутствии намерения экипажа выполнить вынужденную посадку. Разворот вправо, в сторону населенного пункта, со скольжением и снижением, можно объяснить следующим образом: некондиционность топлива могла привести к отклонениям в работе двигателя (рост температуры головок цилиндров, незначительное падение мощности). КВС занялся выяснением и устранением причины ненормальной работы двигателя (открытие створок капота, уточнение положения рычагов высотного корректора, пылефильтра, показания приборов контроля работы двигателя). Второй пилот не имел опыта выполнения полетов на АХР на малых высотах, мог отвлечь внимание от пилотирования, наблюдая за действиями КВС и непроизвольно отклонить руль поворота вправо дачей правой ноги, что ввело самолет в правый разворот со скольжением и снижением в сторону населенного пункта. Снижению способствовало положение триммеров, отклоненных на пикирование несколько больше, чем требуется для балансировки самолета в горизонтальном полете при скорости полета 150-160 км/ч. Комиссия не исключает и других причин отвлечения внимания экипажа от пилотирования ВС, установить которые на основании имеющихся материалов не представляется возможным.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы является отвлечение внимания экипажа от пилотирования ВС на устранение нештатной ситуации, возникшей из-за некондиционного топлива, или по другим причинам.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.