4 апреля экипаж 10 летного отряда Гродненского ОАО прибыл вместе с командиром звена на оперативную точку Раклевичи для выполнения АХР по внесению жидких комбинированных удобрений в колхозе «Россия» Дятловского района. Не выполняя полетов, командир звена сделал ложную запись о проведении тренировки экипажа, проверке техники пилотирования при обработке сложных участков и при уходе на второй круг и об определении порядка обработки участков, и в тот же день убыл на базу.
Из-за плохих метеоусловий 4 и 5 апреля полеты не выполнялись, однако экипаж по телефону передавал ложные данные о выполнении полетов, указывая вымышленные часы налета и наработку.
6 апреля экипаж прибыл на аэродром. КВС, в нарушение требований НПП ГА-85, Инструкции по взаимодействию членов экипажа, РЛЭ Ан-2 и Руководства по АХР, не организовал и не провел предполетную подготовку.
После заправки ВС бензином и загрузки ЖКУ командир ВС не уточнил фактическую взлетную массу, которая превышала предельно допустимую и составляла 5 700 кг. Центровка не выходила за установленные пределы и составляла 26-27% САХ. В нарушение требований НПП ГА-85, КВС не осмотрел летное поле и не определил возможность безопасного взлета.
В 10:47 экипаж приступил к выполнению взлета с ИВПП с МК=105°, без выложенного старта, в направлении лесного массива с высотой деревьев 10 м, расположенного на удалении 350 м от торца ИВПП. Взлет производился без выпуска закрылков, на взлетном режиме работы двигателя. В процессе разбега, заметив медленное нарастание скорости и приближение рулежной дорожки, расположенной на расстоянии 298 м от начала ИВПП, КВС своевременно мер по прекращению взлета не принял и в нарушение п.7.3.7 НПП ГА-85 произвел отрыв самолета на малой скорости взятием штурвала на себя. После отрыва экипаж предпринял попытку прекратить взлет. Уменьшив режим работы двигателя, экипаж сразу же изменил свое решение. Режим был увеличен до взлетного, закрылки выпущены до 11°. На протяжении 4,6-36 м от торца ИВПП, на КПБ самолет неоднократно касался левым колесом земли, затем был переведен в набор высоты. Для снижения полетной массы и увеличения скороподъемности КВС включил сельхозаппаратуру. Однако, из-за дефицита времени, это не дало ожидаемых результатов. На границе леса самолет колесом сбил верхушку сосны и продолжил полет над лесом, цепляя и ломая верхушки деревьев. С целью увеличения высоты полета КВС взятием штурвала на себя пытался перевести самолет в набор высоты, что привело к переходу во второй режим полета. С малой поступательной скоростью, со снижением, на удалении 472 м от торца ИВПП самолет левой полукоробкой сбил две сосны и с левым креном и разворотом столкнулся с землей и остановился разрушенным на поляне на удалении 498 м с азимутом 100° от торца ИВПП. Второй пилот погиб, КВС ранен. Фюзеляж полностью разрушился с 1 по 5 шпангоуты, с 6 по 8 шпангоуты поврежден. На участке длиной 122 м обнаружены сломанные верхушки деревьев и осколки БАНО и фар.
Анализ крови КВС, проведенный в больнице, показал содержание 0,9‰ алкоголя. Комиссия установила, что КВС нарушил предполетный отдых и употреблял спиртные напитки.
|