Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Белорусского УГА в Дятловском районе Гродненской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 апреля 1989 г.
Время:  10:48
Страна:  СССР
Место происшествия:  Белорусская ССР, Гродненская область, близ н.п. Раклевичи, Дятловский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-33363
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, Гродненский ОАО
 


Описание
    4 апреля экипаж 10 летного отряда Гродненского ОАО прибыл вместе с командиром звена на оперативную точку Раклевичи для выполнения АХР по внесению жидких комбинированных удобрений в колхозе «Россия» Дятловского района. Не выполняя полетов, командир звена сделал ложную запись о проведении тренировки экипажа, проверке техники пилотирования при обработке сложных участков и при уходе на второй круг и об определении порядка обработки участков, и в тот же день убыл на базу.
    Из-за плохих метеоусловий 4 и 5 апреля полеты не выполнялись, однако экипаж по телефону передавал ложные данные о выполнении полетов, указывая вымышленные часы налета и наработку.
    6 апреля экипаж прибыл на аэродром. КВС, в нарушение требований НПП ГА-85, Инструкции по взаимодействию членов экипажа, РЛЭ Ан-2 и Руководства по АХР, не организовал и не провел предполетную подготовку.
    После заправки ВС бензином и загрузки ЖКУ командир ВС не уточнил фактическую взлетную массу, которая превышала предельно допустимую и составляла 5 700 кг. Центровка не выходила за установленные пределы и составляла 26-27% САХ. В нарушение требований НПП ГА-85, КВС не осмотрел летное поле и не определил возможность безопасного взлета.
    В 10:47 экипаж приступил к выполнению взлета с ИВПП с МК=105°, без выложенного старта, в направлении лесного массива с высотой деревьев 10 м, расположенного на удалении 350 м от торца ИВПП. Взлет производился без выпуска закрылков, на взлетном режиме работы двигателя. В процессе разбега, заметив медленное нарастание скорости и приближение рулежной дорожки, расположенной на расстоянии 298 м от начала ИВПП, КВС своевременно мер по прекращению взлета не принял и в нарушение п.7.3.7 НПП ГА-85 произвел отрыв самолета на малой скорости взятием штурвала на себя. После отрыва экипаж предпринял попытку прекратить взлет. Уменьшив режим работы двигателя, экипаж сразу же изменил свое решение. Режим был увеличен до взлетного, закрылки выпущены до 11°. На протяжении 4,6-36 м от торца ИВПП, на КПБ самолет неоднократно касался левым колесом земли, затем был переведен в набор высоты. Для снижения полетной массы и увеличения скороподъемности КВС включил сельхозаппаратуру. Однако, из-за дефицита времени, это не дало ожидаемых результатов. На границе леса самолет колесом сбил верхушку сосны и продолжил полет над лесом, цепляя и ломая верхушки деревьев. С целью увеличения высоты полета КВС взятием штурвала на себя пытался перевести самолет в набор высоты, что привело к переходу во второй режим полета. С малой поступательной скоростью, со снижением, на удалении 472 м от торца ИВПП самолет левой полукоробкой сбил две сосны и с левым креном и разворотом столкнулся с землей и остановился разрушенным на поляне на удалении 498 м с азимутом 100° от торца ИВПП. Второй пилот погиб, КВС ранен. Фюзеляж полностью разрушился с 1 по 5 шпангоуты, с 6 по 8 шпангоуты поврежден. На участке длиной 122 м обнаружены сломанные верхушки деревьев и осколки БАНО и фар.
    Анализ крови КВС, проведенный в больнице, показал содержание 0,9‰ алкоголя. Комиссия установила, что КВС нарушил предполетный отдых и употреблял спиртные напитки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-33363
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.08.1987
Заводской номер ВС 1G226-22
Наработка ВС (часы) 375
Наработка ВС (циклы) 1791
Силовая установка К1645707


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, Гродненский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: особая ситуация возникла в процессе разбега после безрассудного принятия решения КВС на взлет на перегруженном самолете без закрылков. Усложнение ситуации и переход ее в аварийную произошло в результате попытки прекращения взлета с последующим изменением решения на его продолжение, что привело к увеличению взлетной дистанции и столкновению с верхушками деревьев. Переход ситуации в катастрофическую произошел в результате перевода самолета во второй режим полета и столкновения с препятствием.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явился низкий уровень дисциплины КВС, выразившийся в выполнении взлета на самолете с массой, превышающей максимально допустимую, попытке прекращения взлета с последующим изменением решения на его продолжение, и нарушении КВС предполетного отдыха, связанного с употреблением спиртных напитков.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.