|
|
|
Катастрофа Ан-2 УГАЦ в Добринском районе Липецкой области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 сентября 1987 г.
Время: 12:20
Страна: СССР
Место происшествия: Липецкая область, Добринский район, 2 км юго-восточнее н.п. Дурово
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-70226
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Липецкий ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 275 летного отряда 26 августа выставлен на оперативную точку Дурово для выполнения АХР в колхозе им. Карла Маркса Добринского р-на. В день АП экипаж прошел медицинский контроль в 06:00 и прибыл на аэродром в 08:00. В дальнейшем, без проведения в полном объеме технического обслуживания, взяв на борт находившегося в нетрезвом состоянии авиатехника, экипаж выполнил полет над аэродромом. После посадки и заправки самолета топливом экипаж приступил к производственным полетам. Обработка участка жидкими комбинированными удобрениями (ЖКУ) проводилась без сигнальщиков. После заруливания на загрузку ЖКУ для выполнения 18-го (последнего) полета, авиатехник вошел в самолет и находился в течение всего времени загрузки на месте второго пилота. Второй пилот расположился внутри фюзеляжа у открытой входной двери. По окончании загрузки экипаж с авиатехником на борту произвел взлет в 12:16 и после взлета доложил на опорный пункт АХР о предполагаемом времени окончания утренних полетов в 13:15. В дальнейшем экипаж на связь не выходил.
В 12:20, при возвращении на оперативную точку после обработки участка, самолет потерпел катастрофу в 2 км юго-восточнее н.п. Дурово (52°11’10” СШ, 40°14’40” ВД). Все находившиеся на борту погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-70226 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.07.1972 |
Заводской номер ВС |
1G138-44 |
Наработка ВС (часы) |
8353 |
Наработка ВС (циклы) |
35103 |
Силовая установка |
КЛ 3115014 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Липецкий ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что при полете с обрабатываемого участка на аэродром, на удалении от него 2,5 км, экипаж в нарушение требований НПП ГА-85 и Руководства по АХР в части выдерживания установленной безопасной высоты полета, перевел самолет на снижение с вертикальной скоростью около 2 м/с. Примерно на высоте 5-6 м произошло увеличение вертикальной скорости снижения и столкновение самолета с землей. В момент АП барограф был выключен, вероятно, с целью сокрытия факта снижения при полете с обрабатываемого участка. Столкновение с землей произошло с углом тангажа 19-23°, с правым креном 3-6°. На высоте 5-6 м изменение траектории движения самолета, согласно проведенным расчетам, могло произойти в результате отклонения штурвальной колонки экипажем.
В крови КВС обнаружено содержание 2,5‰ алкоголя (средняя степень опьянения на момент смерти), у авиатехника обнаружено в крови 4,9‰, в моче 5,1‰ алкоголя (тяжелая степень опьянения). Алкоголь был употреблен ими за 1-2 часа до авиапроисшествия. У второго пилота алкоголя не обнаружено. По показаниям свидетелей, авиатехник в день происшествия и в предыдущие дни находился в нетрезвом состоянии, что свидетельствует о систематическом употреблении им спиртных напитков на данной оперативной точке.
На месте АП, под обломками кабины экипажа, по следу движения разрушающегося самолета на земле и на отдельных элементах конструкции ВС обнаружены останки птицы (утки-кряквы). Проведенная комплексная (судебно-биологическая и физико-техническая) экспертиза установила, что столкновение с птицей произошло левой верхней частью центрального лобового стекла кабины экипажа непосредственно перед столкновением самолета с землей. КВС и второй пилот находились на своих штатных местах, а авиатехник - между креслами пилотов. По заключению комплексной экспертизы, попадание птицы массой 900-1100 гр в стекло кабины в полете вызовет разрушение стекла и отвлечение внимания экипажа от пилотирования, а также рефлекторное отталкивание от точки фиксации (штурвала) руками, что приведет к отдаче штурвала от себя. Сделать заключение о возможной потере работоспособности экипажа от соударения с останками птицы и разбитыми при ударе стеклами кабины не представилось возможным. Таким образом, учитывая малую высоту полета и скоротечность ситуации, попадание птицы могло явиться причиной АП.
В связи с отсутствием бортовых средств объективного контроля на данном типе ВС заключение о движении самолета основывается на субъективных показаниях очевидцев АП, наблюдавших полет самолета с земли.
На основании исследования агрегатов и систем самолета установлено, что до момента столкновения с землей самолет находился в управляемом, сбалансированном триммерами полете. Все разрушения конструкции ВС произошли от удара о землю. Пожара после столкновения с землей не было. Самолет продвинулся на расстояние 32,3 м от места первого удара о землю, скапотировал и полностью разрушился с 1 по 15 шпангоуты.
Воздействия на самолет порывов ветра, сдвига ветра, атмосферной турбулентности не было. На процесс возникновения и развития аварийной ситуации непосредственное влияние оказала личная недисциплинированность КВС, выразившаяся в выполнении полета на высоте ниже безопасной в состоянии алкогольного опьянения средней степени. В связи с отсутствием регистрации параметров полета на данном типе ВС определить степень влияния столкновения самолета с птицей на исход полета не представилось возможным. Грубые нарушения дисциплины и правил полетов экипажем явились следствием недостатков в работе командного состава Липецкого ОАО по воспитанию, подбору, подготовке личного состава для работы в отрыве от базы, и недостаточного контроля за выполнением полетов.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось грубая недисциплинированность КВС, выразившаяся в выполнении полетов в состоянии алкогольного опьянения средней степени и неудовлетворительный подбор, организация, обеспечение полетов и контроль за работой летного и технического на оперативных точках АХР командно-руководящим составом Липецкого ОАО. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|