Пилот имел задание на выполнение транспортно-связного полета.
Прогноз погоды по трассе предусматривал: ветер 280-320°, 7-10 м/с, видимость 1000-1500 м, ливневой мокрый снег, в снежных зарядах видимость менее 1000 м, облачность сплошная на высоте 100-150 м, Тнв от 0°С до минус 3°С, влажность ~100%.
Несоответствие прогноза погоды требованиям п. 5.1.4.13 ППГЭА РУз для выполнения полета по ПВП не позволяло КВС (метеоминимум ПВП 150x2000) принять решение на вылет и полет по маршруту насосная станция №1 (НС1) - НС6 - Зарафшан.
В 02.33 UTC КВС связался с диспетчером а/п Ургенч по телефону и перенес время вылета на 10.00. После переноса времени вылета КВС в 02.40-02.45 произвел несанкционированный вылет с а/д НС1 без доклада диспетчеру ОВД а/п Ургенч, и приступил к выполнению полета по маршруту НС1 - НС2 - НСЗ - НС4 - НС5 - НС6 - Зарафшан. Причину вылета раньше запланированного времени можно объяснить стремлением представителей Заказчика прибыть в г. Зарафшан утром 18.02.06.
При выполнении полета по маршруту КВС связь с диспетчерами ОВД Ургенч и Зарафшан на рубежах приема-передачи не устанавливал.
Полет ВС от момента вылета с НС1 до пролета НС5 отслеживался персоналом насосных станций: ВС при пролете наблюдалось на истинных высотах 30-50 м вне облаков в зоне осадков в виде снега. Пролет вертолета на НС6 очевидцы уже не наблюдали. Вероятно, после пролета НС5 КВС, хорошо знавший и часто летавший по данному маршруту, начал набор высоты для исключения столкновения ВС с препятствиями, т.к. вертолет вошел в облачность и попал в метеоусловия, исключавшие возможность выполнения визуального полета, КВС потерял визуальный контакт с наземными ориентирами и вертолет начал отклоняться от направления водовода.
По истечению расчетного времени прибытия на НС6, находясь в условиях, исключающих визуальный полет, не обнаружив НС6, КВС, с целью дальнейшего продолжения полета и посадки по системе ОСП на а/д Зарафшан, попытался установить связь по УКВ-радиостанции на неправильно установленной им частоте. Затем КВС переключился на KB-радиостанцию (частота фиксированная, заранее установлена) и, выйдя на связь с диспетчером а/д Зарафшан, запросил частоту УКВ-канала.
Анализ выписки радиообмена "экипаж-диспетчер" показывает, что первоначально неправильная установка частоты радиостанции УКВ-канала, интонация и тональность голоса свидетельствуют о высоком психоэмоциональном напряжении КВС. Это могло произойти только в стрессовой ситуации, т.к. много лет летающий в этом районе профессионально подготовленный пилот, знающий характерные ориентиры, зону ОВД и РТС а/п постоянного базирования не мог не знать или забыть регулярно используемые частоты.
В процессе радиообмена диспетчер определил, что ВС находится в опасном горном секторе и дал команду на немедленный выход из него. КВС подтвердил команду диспетчера на немедленное начало выполнения маневра влево и больше на связь не выходил.
Первое касание ВС земной поверхности произошло последовательно рулевым винтом, хвостовой опорой, правой основной стойкой и лопастями НВ с правым креном. Зона, характер и направление разброса частей и обломков вертолета позволяют сделать вывод, что столкновение ВС с землей произошло на скорости, близкой к скорости горизонтального полета.
В результате АП КВС, авиатехник (служебный пассажир) и 3 пассажира Заказчика погибли. Вертолет полностью разрушен.
Фактическая погода на месте АП соответствовала прогнозируемой и была нелетной по ПВП.
|